Лев Лещенко в интервью «АиФ» рассказал о современных песнях-скороспелках, размере своей пенсии, востребованности, дуэте с Анной Герман и совместной работе с Софией Ротару, с которой они во время СССР заработали для государства 2 млн рублей, дав 28 концертов.
Владимир Полупанов, «АиФ»: Лев Валерьянович, из огромного количества спетых вами песен в интернете наибольшим спросом пользуется дуэт с Анной Герман «Эхо любви» — запись «Песни года-77» набрала 7,2 млн просмотров. Все остальные даже близко рядом не стоят. Для вас это показатель чего?
— В песне «Эхо любви», которая крутится уже больше 40 лет, заложен глубокий сентимент. К тому же она простая для исполнения. Иногда я вызываю людей на сцену и говорю: «Давайте споём вместе». И человек, не обладающий музыкальным образованием, без труда поёт её. Почему с остальными песнями так происходит? Не знаю. Может, потому что я много работаю сейчас и часто бываю в теле- и радиоэфире. Зачем людям искать мои песни в интернете, если я всё время в телевизоре? «Родительский дом», «Соловьиная роща», «Нам не жить друг без друга», «День Победы» и т. д. постоянно звучат с экрана. Моя аудитория — это люди от 40 до 80. А в интернете в основном молодые люди скачивают новый материал или то, что не звучит в эфире —Бузову, Монеточку или Крида.
Недавно я снял новый красивый клип на песню «Соловьиная роща» (в Кинешме на русской природе), сделал новую аранжировку. За две недели его посмотрели в совокупности (на разных площадках) 460 тысяч пользователей. Вижу, что людям это интересно.
— А на радио часто слышите свои песни?
— Нечасто. Но я не переживаю, если какая-то радиостанция не крутит мои песни. У меня есть другие возможности заявлять о себе. Сейчас радиостанции ориентированы в основном на новые имена. Это вполне естественно, что люди хотят чего-то свежего. Говорят, в мире каждый день появляется 10 тысяч новых музыкальных произведений. Как уследить за всеми?
— Каждый год на разных музыкальных премиях вручаются награды в номинации «Песня года». Из песен, которые сегодня написаны, останутся ли какие-нибудь надолго? И останутся ли вообще?
— Наверно, нет. Сейчас песни «разбрызгиваются» по разным радиостанциям, интернету, телевизионным каналам. Сфокусировать внимание на одной очень сложно. Поэтому нет всенародных хитов, которые бы сразу подхватывала вся страна и пела. В памяти остаются только классические произведения.
Я общаюсь с молодыми авторами, которые могут в течение двух часов написать песню. Они даже не своё придумывают, а компилируют. Отсюда и скороспелость. А песня должна быть выстрадана. Как писали раньше наши известные поэты и композиторы — Пахмутова и Добронравов, Бабаджанян и Рождественский, Колмановский и Ваншенкин? Целыми днями сидели, музицировали, переделывали, корректировали. И только потом записывали несколько версий. Над некоторыми песнями работа шла неделями и даже месяцами. «Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды», — сказал Маяковский.
— В вашем богатом репертуаре есть пара «комсомольских» песен Пахмутовой и Добронравова — «И вновь продолжается бой» и «Любовь, Комсомол и весна». Мелодии там замечательные, а к текстам этих песен как вы сегодня относитесь?
— Иногда взрослые люди на концертах просят меня исполнить что-нибудь такое. Когда начинаю петь «И вновь продолжается бой», весь зал встаёт. Люди чувствуют энергию и искренность этих песен. Там и поэзия настоящая. Это наша история, которую никому не позволено перечеркнуть — мол, это всё было ужасно. Мне как-то показали видео: на улице Нью-Йорка чёрные ребята танцуют брейк-данс под песню «И вновь продолжается бой» в моём исполнении. Это говорит о том, что если песни хорошие, они надолго остаются.
— Историю сегодня не только «перечёркивают», а переписывают все, кому ни лень. С какими чувствами вы наблюдаете за тем, как сносят советские памятники в Европе и бывших республиках СССР?
— Всё это чудовищно, конечно. Независимо от того, как мы относимся к истории, памятники должны оставаться. Понятно, что это банальный пример, тем не менее во Франции День взятия Бастилии (Праздник Федерации и единства Нации – Ред.) до сих пор остаётся одним из главных государственных праздников. А ведь это тоже кровавый революционный эпизод в жизни страны. Революционеры были людьми, которые создавали новую жизнь, двигали идеи. Это их жизнь, их борьба. Мы к этому никакого отношения не имеем. Мы должны просто фиксировать это. Вы не согласны, придерживаетесь иного мнения? Ради бога. Но зачем разрушать память о том, что было? Тем более что было много и позитивного в том числе.
Наша страна сыграла ключевую роль в освобождении Европы от фашизма. Всё мировое сообщество определило, что фашизм — это преступление против человечества, геноцид. Поэтому все, кто отдал жизнь за это, герои. А героев нельзя обижать.
— Большевики, придя к власти, крушили бюсты императоров, разрушали мемориалы героев Отечественной войны, могилы тех, кто был объявлен контрреволюционером, сносили храмы. И, может, теперь получают справедливый ответ?
— К сожалению, в классовой борьбе всегда есть жертвы. Все революции пожирают своих детей.
— На днях Ольга Бузова назвала вас Львом Левченко. Вы сказали, оправдывая её, что мы сегодня все немного мельчаем. А почему мельчаем?
— Не уверен, что я говорил эту фразу в отношении к этой ситуации. Этот эпизод недостоин обсуждения. Ну оговорился человек, подумаешь. Она же знает, кто я такой. Мы когда с ней встречаемся, обнимаем друг друга. Я иногда путаю имена своих музыкантов, хотя знаю их 10-15 лет. Одна очень популярная ведущая на концерте, где сидел Владимир Владимирович Путин, в запале назвала меня Владимир Лещенко. Ничего страшного, бывает.
— Но вы же не будете отрицать, что у нынешней молодёжи большие пробелы в образовании? Они не знают кумиров настоящего, не говоря уже о кумирах прошлого.
— Увы, даже продвинутые люди, которые занимаются творчеством, не могут иногда ответить на элементарные вопросы: земля крутится вокруг солнца или наоборот. Спрашиваешь, кто такой Миклухо Маклай? В ответ можно услышать: «А она нам не нравится». Нынешнее образование очень поверхностно, оно не заточено на то, чтобы давать глубокие знания, людей просто натаскивают на сдачу ЕГЭ. Нет фундамента и прочной базы, поэтому очень много дилетантов в разных сферах. Сейчас вообще жизнь поверхностная стала. В «период накопления» сформировалось общество потребления.
Всё стало скороспелым и поверхностным. Быстрое становление, быстрые деньги, быстрая популярность. Все хотят всё и сразу. А так не бывает. Мы добивались признания годами. И маленькие блага были большими радостями. А сейчас не хотят довольствоваться мелочами.
— Недавно вам пришлось защищать от травли Софию Ротару, с которой 14 декабря выступите на одной сцене 15-го юбилейного фестиваля «Легенды Ретро FM» в Москве. Мнения ваших коллег разделились — одни её ругают за то, что вернулась к выступлениям в России, другие, наоборот, утверждают: слава богу, что выступает. Я где-то читал, что перед московской Олимпиадой-80 вы вместе с Софией Михайловной заработали для страны 2 млн рублей. Как это было, можете напомнить?
— Мы дали 28 концертов на стадионах. В Харькове, например, отработали 4 концерта по 40 тысяч человек. Билеты тогда стоили по 2-3 рубля, а получали мы за концерт 27 руб. 50 коп. Мне директор Росконцерта сказал тогда: «Лёва, спасибо вам огромное. Мы подсчитали. Вы заработали 2 млн. рублей». Это были гигантские деньги.
— Вы говорите, что было много хорошего в СССР. Но, получается, советское государство вас обдирало как липку, при этом пенсия у вас не сказать что сильно большая.
— Моя пенсия — 30700 руб. Мне добавляют за звание народного артиста и как кавалеру 4 орденов «За заслуги перед Отечеством». А жена моя получает 8 тыс. руб. 62 коп. Поэтому когда говорят, что средняя пенсия у нас 25 тыс. — это вранье. Такие пенсии получают единицы — силовики, возможно.
Лет 5 назад я был на прямой линии, посвящённой людям, пострадавшим от наводнений. И услышал чудовищные вещи: женщина-почтальон в одном из регионов получает зарплату 5-7 тыс. руб. И воспитывает при этом двоих детей. Как на эти деньги можно прожить?! Увы, у нашего государства нет никакой социальной программы, как это было в СССР. Нам бы издать указ о повышении зарплат. И в случае его невыполнения снимать с должности ответственных за это людей. Много проблем, чего говорить. Я не политик. Где могу, говорю об этом. Но меня никто не спрашивает и мало кто слышит. А идти в руководящие органы — Госдуму или куда-то ещё — мне неинтересно. Я творческий человек. Хочу заниматься творчеством, а не спать там на лавках.
— Ваш директор предупредил меня, чтобы я не сильно утомлял вас беседой, так как у вас плотный рабочий график и вы очень устаёте. Скажите, а хочется, чтобы вас никто не дергал? Хочется покоя? Вы же можете себе позволить не работать.
— Упокоиться, валяться на диване, смотреть телевизор не очень приятная стезя. Я, может быть, немного ленив во всем другом, кроме творчества. И сегодня много работаю — на заказных мероприятиях, даю кассовые концерты, веду общественную работу. У меня и культурный фонд, и благотворительный. Помогаю, в частности, Пенской школе-интернату для детей с ограниченными возможностями (Курчатовский район Курской области — Ред.). Поэтому я на виду, в фокусе внимания. Моя популярность никак не снизилась. Наоборот, чувствую, что у меня сейчас популярность даже выше, чем была 20-30 лет назад.