Примерное время чтения: 7 минут
4562

Кто такой Олег Кулик, которого обвиняют в реабилитации нацизма?

Категория:  Персоналии
Ответ редакции

Скульптура «Большая мать» художника Олега Кулика оказалась в центре скандала. Она выставлялась на прошлой неделе в рамках ярмарки «Арт Москва», которая проходила в Гостином дворе, и вызвала неоднозначную реакцию общества.

Так, депутаты Госдумы Елена Ямпольская, Александр Хинштейн и писатель Захар Прилепин посчитали ее очевидной пародией на знаменитую скульптуру «Родина-мать» в Волгограде и прямым нарушением российского законодательства.

По информации издания «Артгид», на Кулика заведено уголовное дело по статье о реабилитации нацизма (ст. 354, ч. 3, УК РФ). Агентство RTVI со ссылкой на искусствоведа и журналистку Ксению Коробейникову сообщает, что художник был вызван на допрос в СК РФ. Процессуальный статус Кулика пока неизвестен.

АиФ.ru приводит биографию художника.

Досье

Олег Борисович Кулик родился в Киеве в 1961 году.

Олег Кулик.
Олег Кулик. Фото: РИА Новости/ Сергей Пятаков

В 1971 году окончил художественную школу, а в 1982 — Киевский геологоразведочный техникум. По окончании техникума участвовал в геологоразведочных экспедициях на Камчатке и севере Тюменской области.

В 1984–1986 годах служил в Краснознаменной Таманской дивизии.

В 1986 году переехал в Москву.

До начала 90-х Кулик создает прозрачные объекты из плексигласа (органического стекла).

В 1988 году прошла первая выставка Кулика в столице «Парадокс как метод».

С 1990 по 1993 год Кулик занимал должность арт-директора галереи «Риджина» в Москве.

23 ноября 1994 года Кулик впервые предстал перед арт-публикой в образе бешеного пса. Сначала в Москве, потом в Цюрихе, Роттердаме и т. д. Художник раздевался догола и вел себя как собака: лаял, бросался на проезжающие машины и даже кусался. Так, после очередного перформанса в Стокгольме (на выставке авангардного искусства «Интерпол» в 1996 году), его выслали из Швеции за нападение на посетителя.

«Раздевшись догола, он приковал себя цепями к большой собачьей будке. И надо сказать, что шведская публика поначалу довольно благосклонно взирала на то, как голый русский авангардист ползает по залу на четвереньках, грызет разбросанные по полу кости, обнюхивает ноги и выкидывает другие собачьи фокусы. Это продолжалось до тех пор, пока „вошедший в образ“ Кулик вдруг неожиданно не бросился на одного доверчивого зрителя. Повалив его на пол, он вцепился зубами в его ногу и не выпускал ее до самого прихода полиции», — написал собкор «Вечерней Москвы» в Скандинавии.

Возмущенные участники выставки написали коллективное письмо с осуждением действий Кулика. Однако в результате один из ведущих журналов по современному искусству в мире — Flash Art — поставил фотографию Кулика на свою обложку.

Еще одна громкая акция Кулика середины 90-х — это создание «Партии животных». От нее художник баллотировался в президенты. Он вел предвыборную агитацию в Политехническом музее и на московских рынках, выступал в центре Москвы перед журналистами в костюме и собачьем наморднике.

Позже Кулик отказался от персонажа человека-собаки. По его словам, образ исчерпал себя, как только из него пропали элементы «партизанщины и неожиданности».

«Я понял, что проект исчерпал себя, когда меня начали приглашать „исполнить собаку“ за деньги во время какого-нибудь события», — цитирует художника «Артгид».

В последующие годы художник создал серии фотографий «Зоофрения» (1998), «Музей природы или новый рай» (2001), «Русское» (1999), где фигурировал фантасмагорический образ человека-зверя. 

В начале нулевых Кулик продолжил работать с темой прозрачности. 

В 2002 художник представил ростовые куклы, имитирующие «чучела» теннисистки, актрисы и космонавта.

Инсталляция Олега Кулика «Теннисистка».
Инсталляция Олега Кулика «Теннисистка». Фото: РИА Новости/ Екатерина Чеснокова

В последние годы Олег Кулик преимущественно работает с живописью и скульптурой. Продолжает выставляться в российских и зарубежных галереях.

В чем смысл скульптуры «Большая мать»?

По словам автора, фигура женщины, обвязанной веревками и стоящей на постаменте с мечом в правой руке, символизирует конфликт и неразрывную связь между мужчинами и женщинами. 

Скульптура художника-акциониста Олега Кулика «Большая Мать», представленная на международной художественной ярмарке «Арт Москва» в выставочном центре «Гостиный двор» в Москве.
Скульптура художника-акциониста Олега Кулика «Большая Мать», представленная на международной художественной ярмарке «Арт Москва» в выставочном центре «Гостиный двор» в Москве. Фото: РИА Новости/ Виталий Белоусов

«Современные женщины не хотят вести традиционный образ жизни и хотят паритета с мужчинами, поэтому между ними такая драматическая борьба. Это вечная любовь и ненависть, вокруг которых вертится мир», — заявил Кулик в интервью «Известиям».

Владелец галереи, где выставлялась «Большая мать», Владимир Фролов рассказал СМИ, что скульптура была создана художником еще в 2018 году под впечатлением от тяжелого расставания с женой. Он отметил, что работа ранее уже выставлялась. 

Что о скульптуре говорят политики и писатели?

18 апреля председатель комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская направила в Генеральную прокуратуру РФ письмо с просьбой провести проверку по факту демонстрации на выставке «Арт Москва» скульптуры Кулика «Большая мать».

«Считаю, что демонстрация подобных объектов абсолютно недопустима и нарушает законодательство Российской Федерации в части оправдания нацистской и экстремистской идеологии, осквернения символов воинской славы. Прошу вас провести проверку по факту демонстрации данного „произведения“ и принять необходимые меры прокурорского реагирования», — говорится в документе, опубликованном на странице Ямпольской «ВКонтакте».

«Знаете, кто эта страшная бабища с мечом? Родина-мать. Знаете, где это? В Москве. Frolov Gallery представляет „Большую Мать“ киевского „пса-человека“ Олега Кулика, пасквиль-карикатуру на Родину-Мать Вучетича», — написал писатель Захар Прилепин в своем Telegram-канале 17 апреля. 

Что грозит Олегу Кулику за скульптуру «Большая мать»?

Статья о реабилитации нацизма (ст. 354, ч. 3, УК РФ) устанавливает ответственность за «осквернение символов воинской славы России, оскорбление памяти защитников Отечества».

Она предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до трех лет или штраф до трех миллионов рублей.

Источники:

vk.com/id708069808?w=wall708069808_101

t.me/zakharprilepin/8185

ren.tv/news/v-rossii/964797-galerist-oproverg-sviaz-skulptury-bolshaia-mat-s-ukrainoi

artguide.com/people/3150

artguide.com/posts/2040

ovcharenko.art/ru/artists/40-oleg-kulik/

iz.ru/1322593/2022-04-18/avtor-skulptury-bolshaia-mat-obiasnil-znachenie-svoei-raboty

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах