К 1980-м годам вестерн как один из традиционных жанров американского кино окончательно сдал свои позиции. С поиском замены, впрочем, киношники справились быстро — начинался бум триллеров, «Звездные войны» открыли дорогу хорошей и дорогой фантастике, что-то пришлось на хорроры. Но основной бум того времени пришелся на боевики, которые набирали популярность с начала 70-х. Когда-то это были фильмы категории «Б», но в восьмидесятые внезапно вышли из своего гетто, начали приносить серьезную прибыль и породили целое поколение актеров, которых так и называли — «герои боевиков». Кто-то из них снимался и в других жанрах, но в целом Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне, Рутгер Хауэр, Мел Гибсон, Брюс Уиллис, Чак Норрис и даже какой-нибудь Майкл Дудикофф были кумирами миллионов.
В СССР все эти «герои» пришли чуть позже, с началом эпохи видеосалонов, которые без устали крутили «Коммандо», «Американского ниндзя», «Кикбоксера» с Жан-Клодом Ван Даммом или гонконгские фильмы с Джеки Чаном. Но сами боевики как явление в советском кино были — и они пользовались не меньшей популярностью в стране, чем какой-нибудь «Кровавый кулак». А их героям подражали не меньше, чем западным звездам — до определенного предела, разумеется.
Борис Галкин — «В зоне особого внимания»
Это дилогия о советских десантниках, вернее — про их учения, в ходе которых разведгруппа попадает в различные опасные ситуации, но с честью выполняет поставленную задачу. Главных героев два — лейтенант (во втором фильме «Ответный ход» — капитан) Тарасов в исполнении Галкина и прапорщик Волентир (Михай Волонтир), который тоже мог бы дать фору какому-нибудь Сталлоне. Фильмы выходили в 1978-м и 1981 годах, но до успеха «Пиратов XX века» им было далеко — «В зоне...» посмотрели лишь 35,4 млн зрителей. Своеобразными продолжениями этой дилогии стали фильмы 1982 года «Случай в квадрате 36-80» (главную роль играл Борис Щербаков, а Волонтир на этот раз был капитаном) и «Одиночное плавание» с Михаилом Ножкиным (2-е место в прокате 1986 года с 40,7 млн зрителей).
Николай Еременко-младший — «Пираты XX века»
В 1979 году этот фильм Бориса Дурова стал рекордсменом советского проката с 87,6 млн зрителей; это, кстати, лучший результат среди всех отечественных картин всех времен (на втором месте «Москва слезам не верит», 84,4 млн). В «Пиратах...» были все необходимые боевику слагаемые успеха — колоритный злодей (его играл Талгат Нигматулин), захватывающий сюжет и правильный положительный герой в исполнении Еременко. К тому же в фильме было впервые открыто показано карате, которое особо в СССР не приветствовалось (а в 1981-м было совсем запрещено на несколько лет), что лишь добавляло картине привлекательность. Правда, тогда в советском кинематографе не было привычки «закреплять» актера за определенным жанром — Еременко-младший снимался в самых разных фильмах и лишь на исходе перестройки сыграл главную роль в очередном боевике «Я объявляю вам войну», который был слишком похож на многие поделки того времени. Любопытно, что похожий по антуражу на «Пиратов...» фильм «Тайны мадам Вонг» такого же ажиотажа не вызвал — он и вышел лишь через семь лет, и запоминающуюся пару герой/злодей не породил.
Алексей Серебряков — «Фанат»
С середины 80-х на экранах СССР оказалось другое кино — не про армию и не про разборки с пиратами и американцами в отдаленных уголках земного шара, а про то, что происходит в ближайшей подворотне. «Фанат» — это скорее спортивная драма, наполненная клише своего времени. Тут и подпольная секция карате, и неустроенный быт, и дедовщина в армии, и всемогущие криминальные авторитеты. С одним из них и происходит конфликт у главного героя — паренька по кличке Малыш, которого играет Алексей Серебряков. Любопытно, что Серебряков в герои боевиков не стремился, но в «Фанате» выложился на полную — тренировался боевым искусствам и сам выполнял каскадерские трюки. Его даже сравнивали с Дольфом Лундгреном, но больше по внешним данным.
Олег Фомин — «Меня зовут Арлекино»
Фомин получил актерское образование, играл в театре в Риге, но известность ему принесла роль простого парня с рабочей окраины, лидера небольшой банды, которая противостоит буквально всем неформалам того времени. В фильме по пьесе Юрия Щекочихина «Ловушка 46, рост второй» постоянные драки — и поодиночке, и стенка на стенку, насилие и прочие приметы «перестроечного кино». Но зрителям картина понравилась — в 1988-м «Меня зовут Арлекино» заняла второе место среди отечественных релизов (ее посмотрели 41,9 млн), уступив лишь «Маленькой Вере». Фомин еще снялся в фильме «Фанат 2» — вольном продолжении боевика с Серебряковым, — и других картинах, но сейчас больше занимается режиссурой телесериалов.
Дмитрий Певцов — «...По прозвищу “Зверь”»
Еще одна экранизация — одной из книг популярной в те годы серии Виктора Доценко про «Бешеного». Впрочем, «Зверь...» мало чем отличается от другого кино того времени. Главный герой — демобилизованный солдат, отслуживший в Афганистане, также имеются новый коммерсант с кучами денег, его любовница, относительно благородные воры в законе, незаконный арест и все, что полагается. Но фильм вышел популярным и, наверное, на Певцова обрушился вал похожих предложений, но он подобный образ примерил лишь в фильме 1993 года «Мафия бессмертна», а потом выбрал свой путь в кино. Снимался в фильмах и сериалах, играл в театре, занимался общественной работой, а сейчас стал депутатом Госдумы.
Евгений Сидихин — «За последней чертой»
Этот актер, наверное, мог бы стать нашим Шварценеггером, но тоже решил не увлекаться одним жанром. Сидихин отслужил в армии (как раз в Афганистане), а одной из первых работ в кино для него стал криминальный боевик «За последней чертой», в котором он играет известного боксера, отсидевшего в тюрьме. Этот персонаж оказывается вовлечен в преступную деятельность, но в какой-то момент встает на путь исправления и начинает войну с рэкетирами. В фильме должен был сыграть одну из ведущих ролей певец Игорь Тальков, но в итоге большинство кадров с его участием вырезали. Ну а Сидихин затем сыграл еще в «Русском транзите», в котором биография его персонажа частично перекликается с биографией актера. Затем часто играл представителей правоохранительных органов, причем в серьезных чинах.