Мало кто из учеников понимает, зачем в школе задают читать статьи Белинского о Пушкине, Гоголе, Грибоедове… Понимали бы ещё меньше, если бы знали, что главного критика золотого века выгнали из университета с формулировкой «по причине болезни и безуспешности в науках». Однако именно ему было суждено повлиять на историю русской литературы. АиФ.ru рассказывает, почему Белинский был и остаётся гениальным публицистом.
«У нас нет литературы»
Даже после исключения из университета Белинский продолжал заниматься самообразованием, зарабатывая на хлеб мелкой журналистской работой и переводами с французского языка. Свою карьеру он начал секретарём у графомана Дермидона Прутикова, а закончил ведущим критиком некрасовского «Современника».
Белинский не всегда критиковал других авторов со страниц литературных журналов, публицисту было всего 19 лет, когда он написал собственную драму «Дмитрий Калинин», но цензурный комитет признал его пьесу безнравственной и даже пригрозил сослать автора в Сибирь или отдать в солдаты. Вторая попытка литератора состоялась только спустя 8 лет, но тоже была неудачной. После написания 5-актной драмы «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь» Белинский окончательно убедился, что его призвание — только в критике, и больше не отступал.
О Белинском как о критике вся читающая публика узнала уже в 1834 году, когда была опубликована его статья «Литературные мечтания. Элегия в прозе». Юный автор смело заявлял что «у нас нет литературы», а есть лишь небольшое число писателей. Но несмотря на неприятное откровение, он видел в этом залог будущих успехов: «Присмотритесь хорошенько к ходу нашего общества, — и вы согласитесь, что я прав. Посмотрите, как новое поколение, разочаровавшись в гениальности и бессмертии наших литературных произведений, вместо того, чтобы выдавать в свет недозрелые творения, с жадностью предаётся изучению наук и черпает живую воду просвещения в самом источнике. Век ребячества проходит, видимо, — и дай Бог, чтобы он прошёл скорее».
«Санитар» литературы
Повернуть нашу литературу на новый путь было под силу либо гениальному писателю, либо критике. И за дело взялся Белинский. Его главная заслуга заключается в том, что он дал точное определение литературе, разложил буквально по полочкам, что она такое, чем занимается и зачем вообще нужна.
Белинский постарался изменить шкалу художественных ценностей и развенчать представления о сущности искусства. Публицист заявил, что литература — это не «невинное и полезное занятие… для успеха в котором нужны только некоторая образованность и начитанность», что «творчество есть удел немногих избранных, а вовсе не всякого, кто только умеет читать и писать».
«Апатия и лень – истинное замерзание души и тела». 10 цитат Белинского
О том, что Пушкин — великий русский поэт, сегодня знает каждый школьник, но именно Белинскому мы обязаны, что его имя не затерялось в толпе. Публицист сумел разглядеть талант «солнца русской поэзии», в то время как другие современники считали Пушкина всего лишь сочинителем острых стишков и сносным прозаиком. И именно Белинский объяснил, почему Гоголь — революционер, а не «весёлый клеветник», каким его видели многие.
«Оставьте нам Белинского»
Сегодня можно лишь удивляться тому, как Белинский, разнося в пух и прах сочинения своих друзей и приятелей, по-прежнему оставался с ними в хороших отношениях. А всё потому, что к нему, к его таланту всегда относились с уважением. И когда известный критик Василий Розанов говорил, что Белинский — «клоп, проехавшийся по русской литературе», то непременно добавлял «оставьте нам Белинского, потому что это и есть наша няня». А Достоевский, сравнивая Белинского со «смрадной букашкой», отмечал, что он «беззаветно восторженный».
Интересно, что при личном знакомстве Белинский чаще всего разочаровывал своих современников: вместо солидного человека, которым представляли «отца русской литературы», перед ними оказывался стеснительный юноша невысокого роста с болезненным цветом лица, который к тому же «сморкался громко и неизящно».
Белинский умер всего в 36 лет. Последние годы его жизни и вовсе были нелёгкими — он страдал от туберкулёза. И как однажды заметил историк Константин Кавелин, «угасал он очень кстати» — так как дело было накануне «эпохи цензурного террора» 1848–1855 годов.