Судьбы детей-актеров в СССР складывались по-разному. Кто-то прощался с профессией, блеснув в паре-тройке фильмов — как было, например, с Серёжей Тихоновым, сыгравшим в «Вожде краснокожих» (новелле из картины Леонида Гайдая «Деловые люди») и в «Сказке о Мальчише-Кибальчише», где он изобразил Мальчиша-Плохиша. А Виктор Косых — Костя Иночкин в «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» и Данька в «Неуловимых мстителях» — окончил ВГИК и стал профессиональным актером, хотя в его фильмографии таких же громких картин больше не случилось. У Валерия Рыжакова судьба была похожа на судьбу Косых — с той разницей, что он и в детстве не получил «ту самую роль», которая влюбила бы в него зрителей.
Положительный герой
Рыжаков принадлежал к самому первому послевоенному поколению — он родился 23 декабря 1945 года, через считанные месяцы после Победы. В кино оказался в 14 лет, в конце 1950-х — просто пришел на площадку, его взяли на небольшую роль в картину «Повесть пламенных лет», он попал в актерскую картотеку... В общем, ничего сложного или фантастического, но в этой картотеке режиссеры искали подходящие типажи — и несколько раз они доставали карточку Рыжакова. Впрочем, в громком дебюте Александра Митты и Алексея Салтыкова «Друг мой, Колька!» сыграл одного из школьников, у его персонажа даже имени не было. Но в картине «Мишка, Серега и я» Рыжаков всё же получил главную роль — и не его вина, что эта лента прошла практически незамеченной. Но, видимо, как раз тогда он и решил, что будет актером.
Он вообще был человеком целеустремленным, и обещание, данное самому себе, выполнил. Поступил во ВГИК, на курс Михаила Ромма — правда, доучивался у Владимира Белокурова. Начинал, как все — небольшие роли в разных фильмах, в том числе в «Офицерах»; играл в театре Советской армии. Но однажды эта налаженная жизнь дала сбой — во время съемок фильма «Возвращение „Святого Луки“» Рыжаков, который играл подручного преступника-спекулянта, не явился на площадку. Причина оказалась примитивной — он в это же самое время играл в другой картине. Разразился скандал, который докатился и до театра, из которого Рыжакову пришлось уйти. Впрочем, он быстро устроился на киностудию имени Горького, а на театральную сцену с тех пор не выходил ни разу.
Но в кино Рыжакову не повезло. Возможно, продолжи он играть характерные роли вроде Червонца из «Возвращения „Святого Луки“», всё сложилось бы иначе. Но в 1974-м он исполнил главную роль в киноповести о буднях сельской молодёжи «Юркины рассветы» — и с тех пор режиссеры давали ему играть только насквозь положительных персонажей. Это, конечно, приносило плоды — так, за роль в картине «Вкус хлеба» о покорителях целины Рыжаков вместе с другими членами съемочной группы получил Госпремию СССР, а чуть позже стал и заслуженным артистом РСФСР. Ну а в 1980-м он сыграл роль капитана милиции из детектива «Ларец Марии Медичи» — одну из самых заметных в его карьере. Вот только в 1980-е работы для того типажа, который устраивал в Рыжакове режиссеров, было уже маловато, а сниматься абы в чем он не хотел.
На пути к Богу
Но к концу того десятилетия Рыжаков и сам начал отходить от кинематографа. В 1988 году он был одним из создателей Гильдии актёров советского кино — вместе с коллегами по профессии Борисом Токаревым, Евгением Герасимовым и Евгением Жариковым. Вскоре переключился на книгоиздание — выпускал религиозную литературу. В поздних интервью Рыжаков рассказывал, что пытался подражать издателю Ивану Сытину, который до революции наладил массовое производство дешевых и доступных брошюр для простого народа — наравне с дорогими книгами с богатым оформлением. Бизнес процветал, Рыжаков вспоминал, что был одним из миллионеров того времени... Но лишь до дефолта 1998 года, когда он потерял всё — и перед ним встал вопрос: что дальше?
Ответить на этот вопрос было не слишком просто. Из кино Рыжаков ушел, когда занялся бизнесом — гонорары той поры наверняка выглядели для него не слишком высокими по сравнению с доходами от продажи книг. Возвращаться обратно? Его, в принципе, приглашали, но сам он не чувствовал прежней тяги к актерской игре — азарт, полученный ещё в школе, давно сошел на нет, да и новое российское кино оптимизма ему не внушало. И тогда Рыжаков оказался в церкви — как и другие актеры, которым не повезло переживать смутные времена.
Он выбрал храм Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, расположенный неподалеку от проходной «Мосфильма», на Мосфильмовской улице. «Сначала я плотничал, затем столярничал, потом пономарил, начал петь на клиросе», — вспоминал Рыжаков. Его третья жена Валентина, бывший гример как раз с «Мосфильма», его поддерживала. Знакомые всё же пытались завлечь его обратно в кино — например, предлагали сыграть главную роль в фильме, сценарий к которому написала супруга Бориса Токарева; этот герой тоже оставлял профессию ради церкви. Рыжаков отказался.
Он рассказывал, что хотел стать монахом, но этому помешала бурная молодость — у него за плечами были два развода, которые он пережил в 1960-70-е. Рыжаков был певчим, выучил церковнославянский язык, делал пожертвования. Но с возрастом его начало подводить сердце; он перенес операцию, смог отпраздновать 70-летие... И умер от оторвавшегося тромба через неделю, 31 декабря 2015-го, за несколько часов до наступления нового года.



