Примерное время чтения: 9 минут
348

Из актеров в бизнесмены и к Богу. Как сложилась судьба Валерия Рыжакова

Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино
Валерий Рыжаков.
Валерий Рыжаков. Кадр из фильма «Юркины рассветы» (1974)

Судьбы детей-актеров в СССР складывались по-разному. Кто-то прощался с профессией, блеснув в паре-тройке фильмов — как было, например, с Серёжей Тихоновым, сыгравшим в «Вожде краснокожих» (новелле из картины Леонида Гайдая «Деловые люди») и в «Сказке о Мальчише-Кибальчише», где он изобразил Мальчиша-Плохиша. А Виктор Косых — Костя Иночкин в «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» и Данька в «Неуловимых мстителях» — окончил ВГИК и стал профессиональным актером, хотя в его фильмографии таких же громких картин больше не случилось. У Валерия Рыжакова судьба была похожа на судьбу Косых — с той разницей, что он и в детстве не получил «ту самую роль», которая влюбила бы в него зрителей.

Положительный герой

Рыжаков принадлежал к самому первому послевоенному поколению — он родился 23 декабря 1945 года, через считанные месяцы после Победы. В кино оказался в 14 лет, в конце 1950-х — просто пришел на площадку, его взяли на небольшую роль в картину «Повесть пламенных лет», он попал в актерскую картотеку... В общем, ничего сложного или фантастического, но в этой картотеке режиссеры искали подходящие типажи — и несколько раз они доставали карточку Рыжакова. Впрочем, в громком дебюте Александра Митты и Алексея Салтыкова «Друг мой, Колька!» сыграл одного из школьников, у его персонажа даже имени не было. Но в картине «Мишка, Серега и я» Рыжаков всё же получил главную роль — и не его вина, что эта лента прошла практически незамеченной. Но, видимо, как раз тогда он и решил, что будет актером.

Валерий Рыжаков.
Валерий Рыжаков. Кадр из фильма «Мишка, Серёга и я» (1961)

Он вообще был человеком целеустремленным, и обещание, данное самому себе, выполнил. Поступил во ВГИК, на курс Михаила Ромма — правда, доучивался у Владимира Белокурова. Начинал, как все — небольшие роли в разных фильмах, в том числе в «Офицерах»; играл в театре Советской армии. Но однажды эта налаженная жизнь дала сбой — во время съемок фильма «Возвращение „Святого Луки“» Рыжаков, который играл подручного преступника-спекулянта, не явился на площадку. Причина оказалась примитивной — он в это же самое время играл в другой картине. Разразился скандал, который докатился и до театра, из которого Рыжакову пришлось уйти. Впрочем, он быстро устроился на киностудию имени Горького, а на театральную сцену с тех пор не выходил ни разу.

Но в кино Рыжакову не повезло. Возможно, продолжи он играть характерные роли вроде Червонца из «Возвращения „Святого Луки“», всё сложилось бы иначе. Но в 1974-м он исполнил главную роль в киноповести о буднях сельской молодёжи «Юркины рассветы» — и с тех пор режиссеры давали ему играть только насквозь положительных персонажей. Это, конечно, приносило плоды — так, за роль в картине «Вкус хлеба» о покорителях целины Рыжаков вместе с другими членами съемочной группы получил Госпремию СССР, а чуть позже стал и заслуженным артистом РСФСР. Ну а в 1980-м он сыграл роль капитана милиции из детектива «Ларец Марии Медичи» — одну из самых заметных в его карьере. Вот только в 1980-е работы для того типажа, который устраивал в Рыжакове режиссеров, было уже маловато, а сниматься абы в чем он не хотел.

Валерий Рыжаков.
Валерий Рыжаков. Кадр из фильма «Возвращение „Святого Луки“» (1970)

На пути к Богу

Но к концу того десятилетия Рыжаков и сам начал отходить от кинематографа. В 1988 году он был одним из создателей Гильдии актёров советского кино — вместе с коллегами по профессии Борисом Токаревым, Евгением Герасимовым и Евгением Жариковым. Вскоре переключился на книгоиздание — выпускал религиозную литературу. В поздних интервью Рыжаков рассказывал, что пытался подражать издателю Ивану Сытину, который до революции наладил массовое производство дешевых и доступных брошюр для простого народа — наравне с дорогими книгами с богатым оформлением. Бизнес процветал, Рыжаков вспоминал, что был одним из миллионеров того времени... Но лишь до дефолта 1998 года, когда он потерял всё — и перед ним встал вопрос: что дальше?

Валерий Рыжаков.
Валерий Рыжаков. Кадр из фильма «Вкус хлеба» (1979)

Ответить на этот вопрос было не слишком просто. Из кино Рыжаков ушел, когда занялся бизнесом — гонорары той поры наверняка выглядели для него не слишком высокими по сравнению с доходами от продажи книг. Возвращаться обратно? Его, в принципе, приглашали, но сам он не чувствовал прежней тяги к актерской игре — азарт, полученный ещё в школе, давно сошел на нет, да и новое российское кино оптимизма ему не внушало. И тогда Рыжаков оказался в церкви — как и другие актеры, которым не повезло переживать смутные времена.

Он выбрал храм Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, расположенный неподалеку от проходной «Мосфильма», на Мосфильмовской улице. «Сначала я плотничал, затем столярничал, потом пономарил, начал петь на клиросе», — вспоминал Рыжаков. Его третья жена Валентина, бывший гример как раз с «Мосфильма», его поддерживала. Знакомые всё же пытались завлечь его обратно в кино — например, предлагали сыграть главную роль в фильме, сценарий к которому написала супруга Бориса Токарева; этот герой тоже оставлял профессию ради церкви. Рыжаков отказался.

Валерий Рыжаков.
Валерий Рыжаков. Кадр из фильма «Ларец Марии Медичи» (1980)

Он рассказывал, что хотел стать монахом, но этому помешала бурная молодость — у него за плечами были два развода, которые он пережил в 1960-70-е. Рыжаков был певчим, выучил церковнославянский язык, делал пожертвования. Но с возрастом его начало подводить сердце; он перенес операцию, смог отпраздновать 70-летие... И умер от оторвавшегося тромба через неделю, 31 декабря 2015-го, за несколько часов до наступления нового года.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах