Соотечественники называли его Гомером Великой степи
В Казахстане 2021 год объявлен Годом знаменитого народного поэта Жамбыла Жабаева. 175 лет назад родился Гомер Великой степи, как поэтично называют его соотечественники. Акын прожил почти сто лет, встретив Великую Победу в мае 1945 года и став в Казахстане настоящим символом преемственности эпох. «Аргументы и факты» знакомят читателей с жизнью и творчеством поэта, больше известного россиянам под именем Джамбул.
«Подлинная народность»
В начале этого года указом главы Казахстана Касым-Жомарта Токаева была создана Государственная комиссия по подготовке и проведению 175-летнего юбилея Жамбыла Жабаева. Как сказано в президентском указе, празднование поручено провести «на высоком организационном и содержательном уровне».
Мировая слава к Жамбылу Жабаеву (в советской историографии — просто Джамбул) пришла, когда ему было уже под семьдесят. Сам он вспоминал, что после Октябрьской революции у него произошёл творческий подъём и началось духовное перерождение. В царское время Жабаев разъезжал по аулам, демонстрируя своё поэтическое мастерство под игру на домбре. В те годы практиковались так называемые айтысы — состязания в стихосложении и импровизации с довольно недипломатичными колкостями в адрес соперника-акына (сегодня это можно сравнить с баттлами рэперов). Жабаев, учившийся у прославленного акына Суюнбая, всегда выходил победителем, из-за чего и стал знаменитым в казахской степи.
В сегодняшней прессе можно найти немало статей о том, что новая советская власть сознательно идеологизировала творчество Джамбула, превратив, дескать, самобытного, но вышедшего в тираж старика, в символ «социалистической дружбы народов». Это верно лишь отчасти. На самом деле дореволюционная поэзия акына была неизменно связана с воспеванием народной правды, с призывами создать, если хотите, подлинную демократию. Достаточно сказать лишь об одном историческом факте: когда в 1916 году Николай II издал указ о насильственной мобилизации казахов на окопные работы из-за Первой мировой войны, то от акынов потребовали написать хвалебную оду. Однако Джамбул — ещё до всяких большевиков — в гневных стихах («Чёрный указ» и «Приговор царя») разоблачил царское правительство, по сути, предававшее национальные интересы и русских, и казахов. В итоге 1916 год стал кровавым для казахского народа. Недаром известный казахстанский писатель Мухтар Ауэзов писал про нашего героя: «Подлинную народность своей творческой сути Жамбыл Жабаев нашёл в глубинных связях с вековыми неугасаемыми и неувядаемыми мотивами борющейся за правду и ищущей правды народной поэзии».
«Ленинградцы, дети мои!»
Талант Жамбыла Жабаева раскрылся в годы Великой Отечественной войны. Лихолетье не обошло стороной почтенного старца. В 1943 году, когда акыну было 97 лет, смертью храбрых пал его сын Алгадай, освобождая украинский город Синельниково Днепропетровской области. Останки рядового Джамбулова покоятся ныне в братской могиле у школы № 6.
В годы войны поэт написал несколько стихотворений, которые были переведены на русский язык и положены на песни, такие как «Пуля врагу», «Героям Воронежа», «Схватились с врагом». Сегодня в музее Жамбыла Жабаева хранятся десятки писем от красноармейцев, которые благодарили акына за пронзительные строки. Но особенное место в творчестве занимает знаменитое поэтическое послание «Ленинградцы, дети мои!». Впервые это произведение было передано по радио в Ленинграде в сентябре 1941 года, когда гитлеровцы только сомкнули кольцо блокады. Затем стихотворение было опубликовано на плакатах и размешено на стенах домов по всему городу. Вот фрагмент, который не утратил актуальности до сих пор:
«Из глубин казахской земли
Реки нефти к вам потекли,
Чёрный уголь, красная медь
И свинец, что в срок и впопад
Песню смерти готов пропеть
Бандам, рвущимся в Ленинград.
Хлеб в тяжёлом, как дробь, зерне
Со свинцом идёт наравне.
Наших лучших коней приплод,
Груды яблок, сладких, как мёд, —
Это всё должно вам помочь
Душегубов откинуть прочь.
Не бывать им в нашем жилье!
Не жиреть на нашем сырье!»
Известный советский писатель, главный редактор журнала «Знамя» Всеволод Вишневский, сам испытавший тяжесть блокады, вспоминал: «В самые тяжёлые дни Ленинграда — осень1941 года — достойнейший Джамбул обратился к нам — защитникам города — с вдохновенным призывом: „Ленинградцы, дети мои!“ Без слёз и чувства радостного волнения не могли мы читать это послание. Мы, ощутили, что это письмо так же ценно, как подход сильного резерва. Народ Казахстана слал нам свой братский привет, любовь и дружбу, и мы шли в бой, удвоив силы…»
Ленинградцы не забыли акына. В 1952 году Лештуков переулок (названный так по месту дачи лейб-медика царицы Елизаветы Петровны) в культурной столице Союза был переименован в переулок Джамбула. В 1990-е годы, когда в России пошла мода на возвращение прежних названий городским улицам, переулку было возвращено старое имя: Лештуков. Но рукописи не горят. В 2003 году мэрия Петербурга вернула переулок Джамбула на карту города, а Казахстан к 300-летию Санкт-Петербурга подарил 4-метровый бронзовый памятник легендарному акыну.
Судьба преподнесла Жабаеву ещё один подарок: долголетие. Казахстанский аксакал встретил 9 мая 1945 года Великую Победу (тогда ему уже исполнилось 99 лет). Поэт Великой степи ушёл из жизни в символический день — 22 июня 1945 года, — сегодня отмечаемый в России и Казахстане как День памяти и скорби. Таков удивительный жизненный путь Джамбула.
Память о Жамбыле Жабаеве в виде скульптур, топонимов, монет, почтовых марок сегодня хранят не только в Казахстане и России. В Узбекистане его именем назван посёлок, на Украине — улицы в трёх городах. Селекционер Леонид Колесников вывел сорт сирени «Джамбул», который стал первой в мире сиренью с белоокаймлёнными лепестками. Его именем даже названо месторождение вольфрама и молибдена в Казахстане.