Для неё он тоже был единственным. В 58 лет она осталась вдовой и следующие 27 прожила одна, даже не думая, что может быть счастлива ещё с кем-то. 2 сентября — 95 лет со дня рождения Евгения Леонова.
Случайно встретившись в Свердловске, они оба поняли: это судьба. Она — эффектная блондинка, студентка 22 лет. Ему — 31 и до сих пор холостяк. Популярности, когда женщины всех возрастов сами бросаются на шею, он ещё не достиг. А рассмотреть доброту маленького (165 см) лысеющего пухлика девушки с первого взгляда не в состоянии.
Может, и она не рассмотрела бы. Но он пригласил её на спектакль. А потом бродил с ней по ночному городу, читая Блока и Есенина. Так и встретились два одиночества. Евгений Леонов и Ванда Стойлова.
Это потом он станет любимейшим артистом всего Союза, а она — уважаемым, но всё-таки известным лишь узкому кругу специалистов завлитом «Ленкома». Дома друг для друга они были Евгеша и Ваня.
Чуть-чуть не дожила Ванда Владимировна до 95-летия любимого — ушла нынешней весной, когда распускаются тюльпаны. А ведь они оба так любили цветы...
«Брошу всё...»
Широкая известность пришла к Евгению Леонову неожиданно. Сыграв полтора десятка киноролей и три десятка — на сцене театра им. Станиславского, актёр всё ещё сомневался, правильный ли выбор он сделал. Даже признавался сгоряча старшему брату: «Брошу всё, уеду в Давыдково, буду на земле работать...»
Там, под Клином, старшие Леоновы когда-то построили дом, туда отправляли на лето мальчишек — чтобы могли и ягод с куста поесть, и крестьянский труд познать.
К счастью для всех, Евгений не свернул с намеченного ещё в детстве пути. Спустя два года после свадьбы у него с Вандой родился Андрюшка. Артист стал самым счастливым на свете человеком — души не чаял в сыне, проводил с ним всё свободное время. А ещё через два года Леонова уже узнавала вся страна. И не только в лицо. Так получилось, что он первым показал голый зад советскому народу. Произошло это в картине «Полосатый рейс», над которой и сегодня не грех посмеяться.
За главную роль в «Донской повести» того же режиссёра В. Фетина артист получил престижные награды. И тут режиссёры будто проснулись. Теперь они, кажется, разглядели все способности исполнителя со смешной внешностью, который мог быть и комиком, и трагиком. Его с удовольствием снимали Эльдар Рязанов и Георгий Данелия (для него Леонов стал просто талисманом), Александр Митта и Андрей Смирнов, Марк Захаров и Виталий Мельников...
Градус любви
Среди ранних своих работ артист выделял шолоховского Якова и слесаря Приходько на экране, ценил булгаковского Лариосика в театре. А поклонники обожали его за «Пасть порву! Моргалы выколю!» и «Украл, выпил — в тюрьму». Цитировали по любому поводу: «Тостуемый пьёт до дна», «Нолито, не обратно же выливать» и «Хорошо сидим...»
Градус народной любви просто зашкаливал. Артист не мог спокойно ходить на Черёмушкинский рынок, где по выходным закупал продукты для семьи. Не представлял, как можно незаметно проскочить по перрону, чтобы не опоздать на поезд. Миллионы жителей страны считали его своим — простым, отзывчивым, добрым мужиком, которого можно попросить о чём угодно: хоть чехословацкую люстру достать, хоть гэдээровскую стенку. Доходило и до такого, простите, мещанства. Что уж говорить о случаях, когда люди действительно нуждались — в жилье или дефицитных лекарствах. Как всемогущий бог, народный любимец мог всё. И все этим пользовались.
«Когда мы снимали в Тбилиси „Не горюй!“, в перерыве между съёмками я решил навестить своего лежащего в больнице родственника Рамина, — вспоминал Гия Данелия. — Позвал с собой Женю: Рамин будет счастлив. Врач завёл нас в палату. Рамин, когда увидел Леонова, расцвёл. Даже порозовел. И соседи Рамина по палате расцвели. Смотрят на Женю и улыбаются.
Посидели в палате минут пять, стали прощаться. Тут врач попросил:
— Товарищ Леонов, пожалуйста, давайте зайдём в реанимацию. На минутку. Там очень тяжёлые больные, пусть и они на вас посмотрят.
Зашли в реанимацию — та же реакция. И тогда врач взмолился:
— Товарищ Леонов, давайте обойдём всех! Ведь сердце — это очень серьёзно, а вы лучше любой терапии на них действуете!
Когда мы обошли все палаты и стали прощаться, врач сказал:
— А в женское отделение?
Делать нечего, обошли и женское отделение... Женя везде улыбался, шутил — врач был прав, на больных Леонов действовал лучше любого лекарства».
Репетиция смерти
Вот только лекарства от трудоголизма самому Леонову не нашлось. Тем более что болячек и без того хватало. Артист страдал сахарным диабетом, подводило сердце. А он любил вкусно и сытно поесть (долгие годы дом был полон гостей, пока артисту не захотелось одиночества и тишины). И работал, работал, буквально на износ. Сначала — чтобы заработать имя. Потом — чтобы прокормить семью, в том числе уже взрослого сына-актёра, который в начале пути получал совсем немного.
Фильмы, спектакли (последние 20 лет — в «Ленкоме»), концерты, творческие встречи, участие в сатирическом киножурнале «Фитиль», озвучивание мультфильмов... Один Винни-Пух чего стоит! Можно ли представить сегодня, чтобы обаятельный толстый медвежонок, любящий мёд, говорил чьим-то другим голосом? Ну кто ещё так споёт-продекламирует: «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!» или «Я тучка-тучка-тучка, я вовсе не медведь...» И вот ведь — парадокс или закономерность? — мультфильм вроде для детей, однако вспоминают Винни-Пуха-Леонова даже взрослые: «А не пойти ли нам в гости, немного подкрепиться?», «От этих пчёл всего можно ждать»...
Так и получается, что любви народа к артисту Леонову были все возрасты покорны. Как он от неё спасался, одному Богу известно. Действительно ведь приходилось прятаться, иначе бы совсем житья не было. Сердце не справлялось с нагрузками, а рецепт сбавить обороты артист на дух не принимал. Да и как тут сбавишь, когда тебе предлагают сыграть Тевье-молочника? Это же не роль — ролище!
Спектакль стали готовить к выпуску, когда на гастролях в Германии Леонову стало плохо. Врачи приехали быстро, но по дороге в больницу артист... умер. Клиническая смерть. 19 дней в коме. Потом несколько месяцев реабилитации — по минимуму, конечно. Разлёживаться было нельзя. Никогда в жизни Евгений Павлович не срывал спектакли. Играл хворый, с температурой. Живой — значит, надо выходить на сцену.
Вот и в германской клинике доктора сказали сыну: разговаривайте с ним как с живым. Рассказывайте, смейтесь, пойте... Делайте что угодно. Услышит вас — значит, встанет.
Андрей делал всё, как просили. Чувствовал себя страшно виноватым: незадолго до приступа он поссорился с отцом. И никогда не простил бы себе, если бы тот умер ещё тогда, в Германии.
В те страшные дни народная любовь оказалась как нельзя кстати. Люди слали телеграммы поддержки, молились, верили... Евгений Павлович выздоровел. Премьера «Поминальной молитвы» прошла с небывалым успехом. Да и как могло быть иначе, если актёр вернулся буквально с того света.
Ему бы после этого поберечь себя. Но это был бы уже не Леонов. Он продолжал сниматься, озвучивать мультфильмы, участвовать в рекламе. Потому что по-прежнему отвечал за всю семью: сына, сноху, внука. И, конечно, за жену — любимую Ваню. Которую боготворил и которую очень боялся потерять. Всем помогал. А себе — не смог.
29 января 1994 г., спустя пять с половиной лет после тяжелейшего инфаркта, клинической смерти и операции на сердце и впервые за всю карьеру Евгений Леонов сорвал спектакль. В тот день он ушёл в другой мир. На руках у жены. Собираясь в очередной раз сказать со сцены: «Бог один, но дороги к нему разные...»
Никто из зрителей не сдал тем вечером билеты в кассу, чтобы получить деньги. Они купили в храме по соседству с «Ленкомом» свечи, зажгли их возле театра. И простояли с ними весь вечер.
Потому что очень любили...