«Я очень люблю выбрасывать вещи, у меня дома идёт непрекращающийся ремонт. Я — человек обновления», — рассказала «АиФ» известная актриса и директор театра на Таганке Ирина Апексимова.
Поэтому реставрация мостовых, которую она наблюдает прямо из окна собственного директорского кабинета, и пыль вокруг станции метро «Таганская» её совсем не раздражают. И. Апексимова отлично понимает — совсем скоро здесь будет чисто и красиво.
Досье
Ирина Апексимова. Родилась в Волгограде, с 13 лет жила в Одессе. В 1986-м поступила в Школу-студию МХАТ. Работала в МХТ им. Чехова, стала автором идеи и продюсером театрального фестиваля под открытым небом в Москве. С 2015 г. — директор Театра на Таганке.
Страна преображается
Елена Воронова, «АиФ»: Существует ли сегодня какое-то давление на театр извне — идеологическое, например, как это было раньше, когда «сверху» могли запретить тот или иной спектакль?
Ирина Апексимова: Никакого давления я не чувствую, потому что сегодня этого нет. Да я и не задумываюсь об этом — просто стараюсь «пробиться» к зрителю, работая со своими собственными понятиями о том, что хорошо, а что плохо. А поскольку я воспитана на примерах прекрасных советских театров, то думаю, мои представления на эту тему совпадают с общечеловеческими.
Мне нравится то, что происходит в нашей стране, как она преображается. Мне нравится, как хорошеет Москва, отряхивая с себя пластмассовый пепел 1990-х. Поэтому я полностью разделяю тот курс, которым сейчас ведёт страну Владимир Путин.
— Но это в Москве, а что в других городах? Видите ли перемены там, когда выезжаете за МКАД?
— Я очень много езжу на гастроли по регионам. Там попроще, но всё равно перемены идут, это заметно. Главное — страна живёт, идёт вперёд и развивается, и это замечательно.
А перемены сейчас видны повсюду — даже на уровне использования русского языка. Он постепенно возвращается, в нём всё меньше американских слов. Можно говорить по-английски там, где это уместно, а в России нужно говорить и писать по-русски.
— Сегодня так же очищается и обновляется Москва. Многие ворчат по этому поводу, раздражаются...
— Но ведь это же просто ремонт, его можно пережить. Зато представляете, как потом всё будет потрясающе красиво! Москва достойна того, чтобы стать ещё красивее. Я приехала в столицу в 1980-х годах и до сих пор отлично помню свои тогдашние ощущения, эмоциональное восприятие города. Я стояла на углу Камергерского и вдыхала воздух Москвы, и мне казалось, что всё здесь какое-то необычное: другие люди, другие запахи... Это потрясающий, невероятный город, в котором я мечтала поселиться.
И вот я живу здесь уже довольно давно, и мне бы очень хотелось называть себя москвичкой, хотя всегда помню, что я — «понаехавшая». Зато это чувство не даёт во мне стереться свежему, даже трепетному восприятию этого города. Откуда бы я ни возвращалась сюда, домой — даже из своей любимой Венеции, — я всегда встречаюсь с Москвой со вздохом восторга.
Что же до ремонта, то его нужно перетерпеть! А потом станет красиво: широкие улицы, роскошные тротуары, без ларьков под ногами, без проводов над головой, с кажущимися старинными фонарями. Пройдитесь по тем улицам, которые реконструировали в прошлом году! Снос самостроя, вызвавший бурю эмоций, — вообще счастье. Вы посмотрите, например, на Чистые пруды, там же стало замечательно!
Больше парков и пляжей. Проекты благоустройства столицы на 2016 год
— Патриаршие пруды люблю! И Китай-город, я живу здесь. Старая, тихая Москва. Когда кто-то идёт по переулку — ощущение, что идут к тебе, разговаривают почти в твоей квартире. Вокруг семь храмов и синагога. Место невероятное. А вообще я же актриса, человек, который всё время на гастролях, и мне хорошо там, где есть работа. Сейчас мне хорошо на Таганке!
— Здесь у вас тоже ремонт...
— Да, я пришла сюда в марте 2015 г., когда здание театра находилось в аварийном состоянии, в нём невозможно было работать, не то что давать спектакли. За год мы провели все необходимые противоаварийные работы, укрепили фундамент. Всё это время репетировали и играли спектакли на других площадках. И только в январе 2016 г. сюда вернулись. Но, чтобы театр жил, нужно ставить новое. И тогда мы придумали проект «Открытые репетиции». Мы приглашали молодых режиссёров, которые делали (за неделю!) с нашими актёрами спектакли-эскизы. Показывали их экспертному совету и одновременно зрителям. За сезон было поставлено 33 эскиза. Это была тяжёлая работа, но невероятно интересная. Зато таким образом мы нашли несколько замечательных режиссёров, которые вольют в наш театр «свежую кровь». Девиз нашей работы — обновление.
Культурный код
— Насколько важна для вас политика?
— Я в обязательном порядке хожу на выборы — ведь это тоже некое обновление. Я поддерживаю «Единую Россию», потому что она действительно много делает для страны. И я разделяю те инициативы, которые выдвигает партия. Я слежу за тем, какие изменения сейчас вводятся в социальной сфере, и вижу, что благодаря «Единой России» пенсионеры и инвалиды получают дополнительные льготы — это же крайне важно сейчас!
— А что бы вы сделали как доверенное лицо «Единой России», например, для своих коллег по цеху?
— Я бы внесла предложение на уровне партии о сокращении безумного количества коммерческих театральных институтов в нашем городе. Известных государственных — таких как Школа-студия МХАТ, ГИТИС, Щукинское, Щепкинское училища — вполне достаточно, чтобы насыщать рынок (ужасное выражение!) профессиональными артистами. Коммерческие вузы выпускают огромное количество «профессионалов», которые в результате остаются безработными. Ещё хотелось бы предложить пересмотреть систему оплаты труда артистов. Делать это надо аккуратно, но в обязательном порядке. Потребность внедрить гибкую контрактную систему назрела давно.
— Какое значение сегодня, в наше довольно меркантильное время, имеет культура?
— Времена всегда одинаковые, ценности разные. Для существа разумного, которым является человек, говорить о важности культуры нелепо. Культура — единственное, что объединяет разных по вероисповеданию и национальности людей, живущих в одной большой стране. Я ни в коем случае не хотела бы удариться в какой-то пафос, но переоценить важность литературы, музыки и театра в данном случае трудно.
Мы делаем всё возможное здесь, в театре, а московское правительство со своей стороны поддерживает нас. Можно вспомнить отремонтированные и вновь построенные театры и киноконцертные площадки. А многочисленные уличные фестивали! Люди стали выходить в парки и вообще на улицы. Соскучились по живому общению за пределами мониторов компьютеров. Конечно, это дело довольно затратное. Но оно того стоит! Город и люди — вот во что надо вкладывать деньги.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.