15 января поздравления с 75-летием принимает народный артист Валерий Баринов. Даром что юбилей он уже отпраздновал. Минувшей осенью...
После войны в деревнях это было почти привычным делом — определить младенцу день рождения по каким-то мало кому ведомым сельсоветовским законам. Обычно разница между реальной датой появления ребенка на свет и той, что попадала в свидетельство о рождении, составляла несколько дней. При этом новорожденный мог стать и «моложе», и «старше».
Баринову, родившемуся в селе Жилина на Орловщине, повезло больше других: ему «скостили» семь недель. Просто потому, что мама с папой не сразу зарегистрировали сына. Что, кажется, никак не сказалось на его судьбе. Разве что праздновать всю жизнь приходится дважды. Сначала — с теми, кто в курсе про 27 ноября 1945 года, потом — с остальными. Но, может, это не так и плохо?
Как подружились Баринов и Сёмин
О том, что когда-нибудь Валера станет известным всей стране, его родители, простые сельские жители, и мечтать не могли. Даже когда мама попросила сына прочитать на празднике трогательное стихотворение и мальчику вручили кулек шоколадных конфет. До шести лет он их в деревне ни разу не пробовал. А тут сразу столько! Впрочем, о сладкой жизни артиста и Валера не думал, смотря на себя в зеркало и дивясь, отчего Господь наградил его столь выдающимся носом.
Вот футбол — да! Настоящее мужское дело: азартное, красивое. Только где ж взять в послевоенной стране хороший спортинвентарь? Долгое время играла дворовая ребятня чем попало. Пока однокласснику Юрке Сёмину отец не подарил настоящий мяч. Счастью, казалось, не будет конца. День и ночь готовы были Юрка с Валеркой гонять это кожаное чудо. Они пронесли крепкую детскую дружбу через годы, через расстоянья (играть на любительском уровне Баринов бросил лишь несколько лет назад, а советы Семину дает до сих пор). Один стал народным артистом, любимцем зрителей, другой — заслуженным тренером, без которого ФК «Локомотив» невозможно представить. Несмотря на все перипетии.
«До сих пор боюсь провала»
У Баринова их тоже хватало. Он и сейчас нет-нет, да и скажет: «До сих пор боюсь провала...» Даром что в профессии уже более полувека. Только в кино — свыше двух сотен ролей. Служил в ведущих театрах страны, перевоплощался в Бориса Годунова и в Наполеона. Сейчас — в штате МТЮЗа. Правда, из-за пандемии больше на даче, под Александровом, чем на сцене.
В кино же сразу несколько проектов в работе. Баринову не привыкать: бывало, и в девяти фильмах в год снимался. Кого только не играл! Никиту Хрущева и маршала Жукова, графа Л. Н. Т. и министра финансов Витте, мореплавателя Витуса Беринга и Папу Римского. Даже гробовщиком и вором в законе побывал. А уж скольких чиновников, партработников, депутатов, полковников и генералов выпало на его карьеру — и не счесть!
А ведь какие сомнения одолевали Баринова долгие годы! Тем ли делом занимается? Стоит ли продолжать? Не засмеёт ли его зритель?
Возможно, со стороны многим казалось, что карьера артиста развивается успешно: после окончания «Щепки» он выбрал легендарную Александринку в Ленинграде и на «скамейке запасных» не сидел. Дальше — театр Советской армии в Москве, Пушкинский, наконец — Малый... Чего еще желать?
«Вы на артиста одного похожи»
Трудился Баринов всегда много. И на сцене, и в кино. Грех жаловаться да Бога гневить. Он и не жаловался. Разве что сам с собой мог «начистоту поговорить»: вот все вроде хорошо, даже звание заслуженного артиста получил. А любви зрителей — всеобъемлющей, всенародной — так и нет. На улице если и узнают, то с оговоркой: «Где-то я вас видел». Или: «Вы на артиста одного похожи...» И что тут сделаешь? Как поправишь положение?
В 1990-е ситуация в отечественном кино и вовсе могла обернуться крахом. Но началась эра мыльных опер, и Баринов отлично вписался в новое время и иные обстоятельства.
Отыскав забытый роман «Петербургские трущобы» 60-х годов ХIХ века, режиссер Леонид Пчелкин решил снять эпохальный во всех смыслах сериал. Главным сценаристом позвал мэтра Анатолия Гребнева, сочинение пронзительной музыки доверил Андрею Петрову. А актерский состав подобрал такой, что, даже если бы играть исполнителям пришлось инструкцию к стиральной машине, получилось бы все равно на высшем уровне. Наталья Гундарева, Елена Яковлева, Ирина Розанова, Лидия Федосеева-Шукшина, Лариса Лужина, Николай Караченцов, Валентина Талызина, Юрий Каюров, Галина Польских, Игорь Ясулович... И это далеко не полный список. Да, были молодые и тогда неизвестные. Но 48 серий на телеэкране сделали то, что должны были: кто был ничем, тот стал... Словом, проснулись известными и Виктор Раков, и Сергей Чонишвили...
Вырастить сына и дочь, посадить дерево
Свалилась настоящая слава и на Баринова, хотя было ему уже ни много ни мало 48 лет. В сериале «Петербургские тайны» он сыграл управляющего Шадурских Полиевкта Харлампиевича. Да так сыграл, что зритель стал на полном серьезе называть актера Хлебонасущенским. Говорят, однажды в кассе ему даже билет выписали на эту фамилию...
То, что с количеством серий создатели погорячились (были ведь еще 12 спустя четыре года), — дело второстепенное. Дивиденды, которые это «мыло» принесло всем участникам, были слишком очевидны. Во всяком случае, без Баринова уже не обходился практически ни один знаковый сериал. Многие его коллеги брезговали, плевались. А он работал, стараясь играть так, чтобы не было стыдно. Ни перед самим собой, ни перед коллегами, ни перед зрителями. Ни перед сыном Егором, которого он с 6 до 13 лет растил один, расставшись с его матерью.
Егор тоже стал актером. Сам Валерий — с третьей попытки — обрел настоящее счастье (в семье еще родилась дочь Саша). А несколько лет назад он купил домик вдали от Москвы. Чтобы было где в удовольствие пилить, строгать. Сажать деревья. И встречать старость. О последнем он, правда, пока не задумывается.