В возрасте 82 лет скончался советский и российский актер театра и кино, народный артист РСФСР Андрей Мягков. Причины смерти пока не названы; по данным Telegram-канала Mash, Мягков умер от острой сердечной недостаточности.
Дата прощания и место похорон будут объявлены позже.
Андрей Мягков родился в Ленинграде в 1938 году. В школе увлекался театром, но по настоянию родителей — преподавателей технических вузов — окончил Ленинградский химико-технологический институт и был направлен по распределению в Институт пластических масс в Москве. Но увлечение театром не пропало. Мягков играл в любительских спектаклях, и однажды ему предложили всё же обучиться на актера в Школе-студии МХАТ. Он успешно поступил на актерский курс Василия Маркова, а сразу после получения диплома молодого актера приняли в популярный в те годы театр «Современник», которым руководил Олег Ефремов.
Мягков играл во всех заметных постановках «Современника» — спектакле ««Голый король» по пьесе Евгения Шварца в постановке Ефремова, «Обыкновенной истории» в постановке Галины Волчек, «Большевиках», «Декабристах» и «Народовольцах», «На дне» по Горькому. После ухода Ефремова Мягков несколько лет работал в родном театре, но затем перешел вслед за учителем в МХАТ и уже в 1980-е, когда театр раскололся на две части, остался с ним в МХТ им. А. П. Чехова. Здесь он и работал до конца жизни.
В кино Мягков пришел в середине 80-х, но сначала ему доставались лишь роли положительных героев и почти без внутреннего конфликта. Его кинодебютом стал фильм Элема Климова «Похождения зубного врача» 1965 года, но событием эта картина не стала — из-за цензуры он вышел лишь в ограниченный прокат, а потом на 20 лет оказался «на полке».
Ну а известным на весь Союз Мягкова сделал Эльдар Рязанов. В 1975 году актер сыграл московского врача Женю Лукашина, случайно улетевшего на Новый год в Ленинград в комедийной мелодраме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Картина стала настоящим хитом — его аудитория исчислялась десятками миллионов зрителей, его показывали и по телевидению, и в кинотеатрах. В общем, уже в начале января 1976 года Мягков, как и его партнер по фильму польская актриса Барбара Брыльска, стал настоящей звездой.
Потом был еще один фильм Рязанова — «Служебный роман», не меньший хит, чем «Ирония». Героя Мягкова — скромного статистика Новосельцева, которого терроризирует строгая Людмила Прокофьевна, — любили и жалели все зрители, а их счет тоже шёл на миллионы.
С Эльдаром Рязановым Андрей Мягков сотрудничал ещё дважды, но такого сногсшибательного эффекта сыгранные им персонажи в «Гараже» (немой лаборант Хвостов) и в «Жестоком романсе» (Карандышев) уже не произвели.
Конечно, Мягков в те годы снимался много — в его фильмографии появились ленты «Дни Турбиных» Владимира Басова и «Гонки по вертикали», хотя, разумеется, героев, подобных Новосельцеву и Лукашину, ему больше сыграть не довелось. Последовали и награды: в 1976-м Мягков стал заслуженным артистом РСФСР, потом — народным, получил Государственную премию; мог бы, наверное, стать и народным артистом СССР, но Союз развалился, и он просто не успел.
Вообще с развалом СССР кинокарьера Мягкова пошла на спад. Он ещё появился в комедии Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», но вообще за 30 лет самой заметной его работой в кино стало возвращение к роли Лукашина в фильме Тимура Бекмамбетова «Ирония судьбы. Продолжение» 2007 года. Впрочем, главные роли достались в этой картине совсем другому поколению актеров.
«Это был настоящий артист. Ему были подвластны все роли, от трагических до комедийных. Он был кристально честным и чистым человеком. С ним общаться было одно удовольствие. Андрей был великий человек, скромный, даже может где-то замкнутый, но очень интеллигентный», — сказала актриса Валентина Талызина в беседе с «360».
Отдушиной для Мягкова был МХТ. Он играл на сцене этого театра, сам ставил в нем спектакли, хотя, конечно, режиссерского образования не имел, но Олегу Табакову отказать не мог. Театр он называл коллективным творчеством, а о современном кино отзывался очень негативно:
«У советского кино было свое лицо, а сейчас его взяли, повернули затылком и нарисовали на нем американскую физиономию», — говорил он в одном из интервью.
При этом он отмечал, что никогда не ощущал безумной зрительской любви. Но эта любовь была — может, не к самому актеру, а к созданным им образам. Иначе почему каждый Новый год вся страна снова и снова смотрит «Иронию судьбы»?