Второй день самой обсуждаемой новостью в русскоязычном театральном мире остается сообщение о том, что Новый Рижский театр «попросил на выход» Чулпан Хаматову.
Версии звучат разные: от «дирекция театра не могла смириться с тем, что на его сцену выходит русская актриса» до более правдоподобной «режиссёр Алвис Херманис крайне недоволен игрой Хаматовой, а также тем, что она ни с труппой не смогла взаимоотношения наладить, ни обещанных аншлагов обеспечить».
По имени Утренняя Звезда. Лучшие роли Чулпан Хаматовой
Вместо благодарности Волчек — предательство
Впервые о Хаматовой заговорили в 1998 году, после роли в фильме «Страна глухих» Валерия Тодоровского — ее дебют в кино во «Времени танцора» у Вадима Абдрашитова в 1997-м оценили скорее профессионалы, нежели рядовые зрители. А вот после Риты, которая сама готова пойти на заклание к бандитам, только бы спасти своего незадачливого возлюбленного-игромана, Чулпан проснулась знаменитой. Ее называли одной из самых талантливых молодых российских актрис.
Хаматова вливается в труппу легендарного «Современника», где тут же получает ведущие роли — Патриция Хольман в «Трех товарищах», Ирина, а потом Маша в «Трех сестрах», Маша во «Враги. История любви». Позже будут яркие и очень хорошо оплачиваемые роли в Театре Наций у Евгения Миронова — «Шукшинские рассказы», «Фрекен Жюли», «Иванов», «Горбачев».
А ведь предавать-то Хаматовой не впервой. Она уже проделала это однажды с худруком «Современника» Галиной Волчек. Галина Борисовна ее боготворила, называла ласково «Чулпаша», видела в ней чуть ли не свою преемницу. А дальше случилась не размолвка даже — полный разрыв отношений. В околотеатральных кругах причину описывали так: в какой-то момент Хаматова пришла к Галине Борисовне с просьбой отпустить ее на полгода в отпуск. Мол, выгорела, надо восстановиться. Волчек отпустила ее, хотя для любого худрука уход ведущий актрисы на такой длительный срок не просто проблема — катастрофа. И вдруг выяснилось, что Хаматова в свой отпуск не здоровье поправляет, а свое финансовое положение, играя в дорогих антрепризах, снимаясь в кино. Для Волчек это предательство любимой Чулпаши было как нож в сердце.
И по странам Чулпан тоже побегала. Пыталась строить карьеру актрисы в Берлине, но не преуспела — немецкий кинематограф, в отличие от российского, не спешил заваливать ее предложениями. И Хаматова вновь вернулась в Россию. На актерский Олимп. К баснословным гонорарам — за выход на сцену в каком-нибудь проекте могла попросить сотни тысяч рублей. Нелестно отзывалась о западном театре и кинематографе: и запретов там тьма, не понравится что-то, к примеру, «зеленым» — продюсеры тут же удаляют этот эпизод из фильма, и возможности там ограниченные.
Ни слов, ни гонораров
Однако в 2022 году, после начала СВО, Хаматова забыла и про безграничные возможности российской сцены, и про любовь зрителей, и про то, как использовала себе во благо расположение и к ней властей — и рванула в Латвию, где успела в жирные годы приобрести недвижимость. Свято верящая в свой статус суперзвезды, она была абсолютно уверена, что сейчас ее с руками начнут рвать не только латышские, но и европейские театры. Звезда же! «Девочка с глазами олененка», бесстрашная Зулейха. И режиссер нашелся, который подсобил — Алвис Херманис, худрук Нового Рижского театра, в свое время много работал в Москве. Самая свежая его постановка — «Горбачев» в Театре Наций в 2020 году, где Хаматова играла Раису Максимовну. Трудно сказать, что двигало Херманисом — искреннее желание помочь или расчет на то, что российская суперзвезда обеспечит его театру аншлаги. Но аншлагов не случилось. Да и ролей — тоже. Нельзя же считать серьезной работой роль в постановке без слов «Земля глухонемых», которую Херманис сделал специально на Чулпан. Роль без слов, так как выучить латышский Чулпан не смогла, а на русском там играть просто не для кого. Не преуспела Хаматова и в скромных антрепризах в Эстонии и Грузии. И вот тут невольно закрадывается вопрос: а была ли она по-настоящему талантлива? Или звездой ее сделал талант других — режиссеров Валерия Тодоровского, Владимира Хотиненко, Александра Прошкина, снимавших ее в своих фильмах, а в театре — Галины Волчек, Евгения Арье, того же Кирилла Серебренникова?
«Добро пожаловать в таксисты!»
Единственное, в чем Хаматова за эти два года действительно преуспела, так это в раздаче русофобских интервью. Когда вся эта вакханалия с «обличением России», обвинением нашей страны во всех смертных грехах только начиналась, в ответ на очередной вопрос про «плохую Россию» Хаматова с искренним недоумением воскликнула: «А что? Я теперь каждый раз должна Россию ругать?» И услышала спокойный ответ журналистки: «Конечно!»
Так что придется, видимо, Хаматовой каждый раз пробивать все новое дно в своих высказываниях о России. Чтобы хоть так поддерживать к себе интерес.
А для «культурных убежантов» пример Хаматовой — это повод задуматься о том, как быстро эта участь постигнет их. Двери даже заштатных залов перед ними рано или поздно закроются, так как исчерпаются желающие смотреть на этих деградирующих «деятелей культуры». А ни Спилберг с Джорджем Лукасом, ни даже Гай Ричи не побегут зазывать их в свои проекты. Да и в театрах европейских ролей для них нет.
Жалко ли бывшим поклонникам Чулпан Хаматову? Судя по откликам в соцсетях, нисколько! «Кушайте, как грица, не обляпайтесь», «Только бы обратно эту хворь не принесло», «Сама во всем виновата», «Ну что, добро пожаловать в таксисты», «Пусть горя хапнет за свое предательство!», «А хочется, чтобы и в России у нее никогда не было будущего». Одним словом, доигралась Чулпаша!