В конце 1980-х – начале 1990-х о Виктории Федоровой в СССР говорили с уважением и даже с некоторой завистью: смогла уехать в США, устроила личную жизнь, карьеру. О том, что в действительности скрывается за иллюзией благополучия, мало кто знал.
Дитя запретной любви
В 1945 году лауреат двух Сталинских премий, звезда советского кино Зоя Федорова на одном из приемов познакомилась с 46-летним заместителем главы морской секции военной миссии США капитаном Джексоном Тейтом. Красавец-моряк вскружил голову актрисе, и вспыхнул страстный роман. В мае 1945 года Федорова забеременела, пообещав Джексону назвать ребенка Виктором или Викторией — в честь победы над гитлеровцами.
Органы госбезопасности посчитали, что связь американского военного и советской актрисы имеет не только любовную почву. Федорову отправили на гастроли, а Тейта оперативно объявили персоной нон-грата, после чего он был вынужден вернуться в Соединенные Штаты.
В январе 1946 года Зоя Федорова родила дочь, которую, как и обещала, назвала Викторией. Джексон Тейт долгие годы ничего не знал ни о возлюбленной, ни о ребенке — все его попытки связаться с Федоровой не имели успеха. А потом ему передали: актриса вышла замуж и просит более его не беспокоить.
На самом деле звезда кино к тому времени оказалась в тюрьме. В 1947 году за шпионаж в пользу иностранных государств ее осудили на 25 лет лишения свободы. Маленькую Вику забрала к себе сестра матери, и до девяти лет девочка называла тетю Сашу «мамой».
Двое
Освободили и реабилитировали Зою в 1955 году. Она воссоединилась с дочерью и вернулась к работе в кино.
О том, кто отец Виктории, Федорова рассказала дочери, когда ей исполнилось 13 лет. Девочка решила, что она во чтобы то ни стало найдет папу и встретится с ним.
Виктории передался как талант матери, так и ее темперамент. А возможно, дочь даже была более порывистой и импульсивной, нежели Зоя Алексеевна.
Сценарист Эдуард Володарский в интервью журналу «Огонек» вспоминал: «В силу мощного темперамента она была очень увлекающейся, причем, влюбившись, буквально взгляда не отрывала от своего избранника – как будто гипнотизировала, пожирала глазищами, огромными, как фонари».
После окончания школы она легко, словно играючи, поступила во ВГИК. Материнская протекция была не нужна — фантастические внешние данные Виктории сочетались с явными актерскими способностями. Буквально с первого появления на экране о ней с восторгом заговорили критики.
В 1965 году на экраны вышел короткометражный фильм «Двое», ставший дипломной работой режиссера Михаила Богина. Виктория Федорова играла в нем глухонемую девушку Наташу, и реалистичность ее образа потрясла и обычных зрителей, и специалистов. Картина вошла в золотой фонд советского кино, а Федорову причислили к разряду восходящих звезд отечественного кинематографа.
В поисках себя
За десять лет она снялась в более чем полутора десятках картин, среди которых «Преступление и наказание», «Сильные духом», «Ход белой королевы», «О любви». Но актрисе все время казалось, что большинство предлагаемых ей ролей слишком просты и не требуют от нее проявления лучших профессиональных качеств.
Эти метания распространялись и на личную жизнь — к 27 годам она трижды успела побывать замужем. Но ни сын режиссёра-документалиста Георгия Асатиани Ираклий, ни экономист Сергей Благоволин, ни драматург Валентин Ежов не смогли выдержать вулкан эмоций, которые извергала Виктория.
В 1972 году Федорова снялась в картине «Вид на жительство». Фильм затрагивал почти табуированную в СССР тему — как живут те, кто теми или иными путями навсегда уехал из Советского Союза. Актер Альберт Филозов, сыгравший главную роль, спустя годы иронизировал: почти все его партнеры и партнерши по «Виду на жительство» вскоре действительно эмигрировали.
Так же поступила и Виктория — сумев получить сведения об отце, она добилась разрешения на выезд в Соединенные Штаты. Джексон Тейт к тому времени был контр-адмиралом в отставке и поначалу встретил Викторию холодно и настороженно. Он отказывался понимать, почему Зоя так и не связалась с ним, а история про 25-летний тюремный срок и вовсе показалась ему фантастикой. Тем не менее отец постепенно оттаял, и его общение с Викторией стало по-настоящему теплым.
Удары судьбы
Историю воссоединения советской актрисы и ее американского отца широко освещали в США. На одном из приемов Виктория познакомилась с пилотом авиакомпании Pan American World Airways Фредериком Ричардом Поуи, за которого в июне 1975 года вышла замуж.
В мае 1976 года актриса родила сына, которого назвали Кристофером. Зоя Федорова приезжала в Соединенные Штаты в гости к дочери, зятю и внуку. Увиделась она и со своим возлюбленным, встреча с которым так повлияла на ее жизнь.
Казалось, что Виктория обрела свое американское счастье. Но в реальности все обстояло не так красиво.
В 1978 году умер отец, Джексон Тейт. В 1981 году при невыясненных обстоятельствах была убита мать, Зоя Федорова. В перестроечные годы популярность обрела версия о причастности к смерти актрисы КГБ, но не совсем понятно, чем она могла помешать спецслужбам. Тем более что к дочери в США ее выпускали не раз. Гораздо убедительнее выглядит версия о том, что дело связано с классическим криминалом, с так называемой «бриллиантовой мафией» — Зоя Федорова была известной любительницей драгоценностей. Как бы то ни было, дело так и осталось нераскрытым.
Сын стал стопроцентным американцем
Смерть матери стала тяжелым ударом для Виктории. Но и это были еще не все проблемы — четвертый муж-американец оказался не в силах сдерживать темперамент русской жены. В итоге дело закончилось разводом, причем суд встал на сторону отца, оставив сына с ним. Викторию обвинили в том, что она злоупотребляет алкоголем, и отчасти это была правда.
Тема сына стала очень болезненной для Виктории. Бывший муж позволял ей встречаться с мальчиком, но воспитывал его так, как сам считал нужным. Актриса ужасалась: Кристофер превратился в стопроцентного американца, который не только не знает русского языка, но и отзывается о России с ненавистью и презрением.
Карьера Виктории в Голливуде не сложилась — прекрасные внешние данные не могли скрыть акцент, из-за которого ей предлагали эпизодические роли русских женщин в проходных проектах.
Холодное сердце
Она нашла себя в модельном бизнесе, но и тут ее эмоциональный характер наталкивался на холодный американский прагматизм. Как-то Виктория пришла на съемку заплаканной после ссоры с мужем и тут же получила нагоняй: «Ты на работе, а все свои переживания должна оставлять у себя дома!» Актриса вспыхнула и вообще уехала со съемки, отказавшись от выгодного заказа.
Ее автобиографическая книга «Дочь адмирала» успеха у американцев не имела — публика посчитала, что ничего нового в этой истории уже нет и второй раз сочувствовать автору нет смысла.
В 1998 году, приехав в Россию, она делилась планами съемок фильма о матери, а также картины о трудностях, с которыми русские женщины сталкиваются в Соединенных Штатах. Но дальше разговоров дело не пошло, перезапустить кинокарьеру не получилось.
Она заслужила покоя
Ее пятым и последним мужем стал сотрудник пожарной охраны Джон Дуайер. Он оказался тем человеком, который смог понять и принять Викторию. С ним она обрела тепло и покой, к которым так долго стремилась.
В последние годы Виктория с мужем жила в небольшом городке в Пенсильвании, общаясь только с близкими друзьями. О том, что у Федоровой было тяжелое онкологическое заболевание, многие узнали только тогда, когда в 2012 году пришла новость о ее смерти.
Муж, выполняя волю Виктории, развеял ее прах в горах Поконо, рядом с которыми она прожила свои последние годы.