1268

Дикий прапор с дипломом режиссера. Сергей Арцибашев и его профессия

Актер Сергей Арцибашев во время съемок фильма Юрия Быкова «Дурак».
Актер Сергей Арцибашев во время съемок фильма Юрия Быкова «Дурак». / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Яркие театральные режиссеры всегда на виду. Поставленные ими спектакли обсуждают, их смотрят и любят зрители, их выдвигают на различные престижные премии. Но театральная режиссура, особенно совмещенная с руководством театром, — это серьезная работа, почти не оставляющая времени для других увлечений. Сергею Арцибашеву удалось и театр создать, и ролями в кино отметиться, да так, что цитаты одного из сыгранных им героев до сих пор легко узнаваемы и уместны.

Буду режиссером 

«Я с детства думал, что буду либо учителем, либо тренером, либо актером. А потом понял, что все это есть в режиссуре», — рассказывал Арцибашев в одном из интервью.

Правда, он сам признавал, что этого могло и не случиться, если бы не его неугомонный характер. Сергей Арцибашев родился 14 сентября 1951 года в небольшом поселке Калья Свердловской области. Отец — мастер лесоразработок — презрительно относился к артистам и настоял на том, чтобы его сын получил «нормальную профессию», то есть отучился в техникуме. Арцибашев-младший согласился; позже он называл это шансом вырваться из глуши в большой город, так как техникум был в Свердловске. Там он познакомился с настоящим театром, прочитал в библиотеке все труды о режиссуре, увлекся системой Станиславского и даже организовал в техникуме театральный кружок, с которым поставил спектакль «Отважное сердце» по пьесе Иды Эвальд и сам выходил на сцену в роли надзирательницы. 

Сергей Арцибашев в роли Попова в кадре из фильма «Повесть непогашенной луны», 1990 год.
Сергей Арцибашев в роли Попова в кадре из фильма «Повесть непогашенной луны», 1990 год. Фото: РИА Новости/ Н. Охрий

Москва — Свердловск — Москва

После техникума Арцибашев отслужил в армии и собирался поступить в ГИТИС, на курс Марии Кнебель — ученицы Станиславского и актрисы МХАТа. Но провалился. «Поступал к ней, но первый экзамен — актерский, а я не был готов. Я теоретически подготовлен был, по режиссуре — пожалуйста, а актерский — читать надо стихотворение, басню, прозу... А я это упустил», — вспоминал он. 

Хотел остаться в Москве рабочим в театре, чтобы снова попробовать через год, но не смог найти жилье и вернулся в Свердловск, в местное театральное училище. Из него хотели сделать комика-буфф, но он доказал, что может быть и драматическим актером. А в последний год училища Арцибашеву пришлось стать руководителем курса, когда неожиданно умер их худрук, актер и педагог Василий Константинович Козлов. И вот с этим багажом он вернулся в Москву и уже успешно покорил ГИТИС и Кнебель.

С Любимовым и после него 

Вообще старт карьеры Арцибашева-режиссера был очень удачным. Ещё в ГИТИСе его приметил Юрий Любимов. Худрук знаменитой Таганки позвал его в свой театр превращать студенческие этюды в полноценный спектакль — получился «Надежды маленький оркестрик», три одноактные пьесы, собранные в одной постановке. «На дипломе я повесил афишу Таганки — вот и вся защита. Афиша сама за себя говорила. Вот такой получился триумф...» — рассказывал Арцибашев.

Но потом всё словно поломалось. Он пришел на Таганку в 1980-м, проработал там девять лет, но не поставил больше ничего: «Так вышло еще, что я попал в самый пик: смерть Высоцкого, запрещение спектаклей, отъезд Любимова, приход Эфроса, взаимоотношения с Эфросом, смерть Эфроса, приход Губенко, взаимоотношения с Губенко...» Из-за смерти Высоцкого отложилась премьера «Оркестрика», постоянная смена худруков не давала Арцибашеву возможность ставить свои спектакли: время уходило на то, чтобы найти общий язык. Он ушел с Таганки в 1989-м, став главным режиссером, как давно хотел. Но в Театре комедии. Потом был его собственный Театр на Покровке, куда он взял актеров из Театра комедии, две Госпремии и звание народного артиста «за большие заслуги в области театрального искусства». И ещё было десятилетнее руководство Театром имени Маяковского, завершившееся нехорошим скандалом с ведущими артистами труппы. 

И ещё «дикий прапор»

Что удивительно, за всеми этими театральными делами Сергей Арцибашев находил время на съемки в кино, причем фильмы с его участием проходными назвать сложно, хотя, разумеется, они были самыми разными. Он снимался у Никиты Михалкова в «Жестоком романсе», дважды — у Эльдара Рязанова, в «Забытой мелодии для флейты» и в «Небесах обетованных». Появился и в комедии Владимира Меньшова «Ширли-мырли», снова у Михалкова — в номинированном на «Оскар» фильме «12». А его последней работой был «Дурак» Юрия Быкова.

Но из всех киноработ Арцибашева самой заметной стала, пожалуй, серия комедийных фильмов «ДМБ», в которой он сыграл прапорщика Казакова, прозванного солдатами Диким прапором. Роль вроде бы эпизодическая, но чрезвычайно запоминающаяся. Хотя, конечно, нехарактерная для того, кто всегда хотел быть режиссером. 

Сергея Арцибашева не стало в 2015 году. Он умер от рака и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество