Народный артист России, знаменитый джазовый пианист, педагог, композитор Даниил Крамер поделился с «АиФ» наболевшим.
Кого оберут первыми
— Сейчас я занимаюсь дома, как и все мои коллеги. Хотя я являюсь в основном джазовым музыкантом, но в данный момент работаю над классикой — Первым концертом Бетховена. Готовлюсь к будущим сезонам — надо отслушать множество музыкантов. Но у меня несколько пессимистические ожидания, поскольку я не уверен в том, что наше правительство хорошо понимает, что оно сделало с концертным рынком. Восстанавливать его будет очень сложно. А ведь концертный рынок давал огромный оборот финансов. Хотя дело не только и не столько в финансовых потерях. Культура — это один из столпов жизни государства. Те, кто думает, что культура — это что-то эфемерное, порхающее в воздухе, глубоко ошибаются. Культура — очень важная часть экономики. Достаточно сказать, что в Соединённых Штатах культура — это 4,5% ВВП. 4,5%! Это, по-моему, сопоставимо с нефтью.
Не знаю, напечатаете ли вы это, но, когда начинаются трудные времена, насколько мне известно, чаще всего первым делом обирают две сферы: культуру и дорожные фонды. Насколько сумеют министры культуры в регионах спасти свои филармонии, театры, музеи, не знаю. Но хотелось бы, чтобы те, кто эти бюджеты начнёт щипать, помнили, что может произойти в государстве вслед за социальным упадком и за упадком культуры, которая вместе с верой держит всё.
В России и в прежние — докризисные — времена шла очень сильная ширпотребизация культуры. И — тенденция ещё более опасная — всё большую популярность набирает в том числе тюремная субкультура. За Уралом, на всём Дальнем Востоке распространяется так называемое течение АУЕ — Арестантский уклад един. В это движение вовлечены в основном подростки и молодые люди, считающие, что они должны действовать по принципу «все лохи, а я фартовый». Они должны обязательно посидеть в тюрьме — ведь «тюрьма наш дом». Они не должны работать, они должны грабить, может, убивать. А теперь попробуйте представить экономические убытки от таких ребят, которые ничего не производят, а, наоборот, грабят то, что производится. Собственно, это и есть иллюстрация того, что такое культура, — культура способна приносить и огромные прибыли, и дикие убытки. Всё зависит от того, как ею пользоваться.
Не реформа, а диверсия
Реформы, которые в последние годы проводились в образовании и культуре, я считаю настоящей диверсией. Акцией, нацеленной на разрушение страны. Зачем нам нужно, чтобы Европа признавала наши дипломы? Ведь в итоге наши студенты, в которых мы вкладываем силы, ресурсы и время, уезжают из страны. Вот в чём проблема! Я считаю, что в результате отток специалистов из России слишком велик. И при этом нас, педагогов, вместо того чтобы всё время отдавать учебному процессу, заставляют писать дикое количество бумаг. Я должен обосновывать, писать планы, дурацкие компетенции с профессионализациями. Много раз предлагал кому-либо из Министерства образования прийти ко мне на урок и показать, как мне работать. Хочу, чтобы они мне объяснили, почему я должен перестать быть учителем и стать продавцом педагогической услуги. Я им никогда не был и не буду, я всегда буду учителем. Надо будет — буду бесплатно заниматься с учениками. Потому что великие учителя прошлого занимались так, как они считали нужным. И до сих пор многие величайшие университеты мира работают по одному-единственному критерию: результат. Если наше Министерство образования такое умное и считает, что оно идёт по правильному пути, так, может, оно объяснит, почему Гарвард, Оксфорд и Кембридж не стоят в очереди за консультациями нашего Министерства образования? Пока что я вижу, что лучшие английские колледжи переходят фактически на советскую систему образования. Потому что советская система обучения была очень эффективна — я сам её прошёл.
Фактор лжи
Нация с пустой душой — это катастрофа. А из-за того, что происходит в культуре и образовании, будет ещё больше людей с пустоватой душой. Причём люди ведь не знают, что у них пустые души, — откуда они могут об этом знать? Они не понимают, что, включив концерт Чайковского, им скучно потому, что душа не научилась работать с глубокими эмоциями. Они переключают ТВ на «Камеди клаб», где просто и весело. Я не против этой программы. Но всё должно быть в меру. Не знаю, о чём думают руководители федеральных каналов. Но о чём бы ни думали, полагаю, они уже попали в заколдованный круг. Сначала СМИ формируют спрос. А потом, следуя рейтингам, телевидение вынуждено идти за спросом.
Во время одной из своих телепередач я задал вопрос в студии: что же не так с нашей культурой, если в результате получается вот такого типа общество? Общество, где служители закона идут на эти места, чтобы нарушать закон. Где служащие отделов по борьбе с коррупцией как раз коррупцией и занимаются. Где вся система работает на себя, а не на государство. Ответа я не получил.
Культура — часть жизни, которая определяет то, что мы называем национальным желанием. Это национальное желание формируется с детства массой факторов. В том числе фактором внезапной лжи, когда ребёнок видит: ему по телевизору говорят одно, а в жизни всё по-другому. Культура, правильное образование, отсутствие вранья в системе определило бы совершенно другой уровень жизни нации. Но, увы, этого пока не происходит, так же как власти предержащие, на мой взгляд, не придают того значения культуре, которое она действительно имеет. И этим объясняется множество бед в стране.
Понимаете, культура построена как пирамида. Внизу фундамент — так называемые товары широкого потребления. Мы без них жить не можем, и их гораздо больше, чем высокой культуры. Но вопрос в пропорциях. Представьте себе, что будет с пирамидой, если фундамент начнёт безудержно расширяться. Тогда средняя часть и пик просто исчезнут! Думаю, очень многое из тех негативных вещей, которые мы имеем — коррупция, наркомания, неумение планировать, нежелание думать о стране, — это всё зависит от культуры. Если мы воспитываем молодое поколение с помощью трёх аккордов и двух притопов — какой интеллектуальный уровень будет? Статистика гласит: у детей, которые прошли детскую музыкальную школу, полностью меняется уровень IQ, среди них резко падает криминал, сильно улучшается качество их производства, в чём бы оно ни заключалось. Честно говоря, не знаю, как соната Бетховена меняет IQ ребёнка, но это факт. Поэтому истинная культура ничем не может быть заменена. Повторяю: мне неизвестна технология, но я знаю, что Моцарт оказывает иное действие, чем «Владимирский централ».