Примерное время чтения: 7 минут
8537

Человек в форме. Как актер Артур Смольянинов торговал «суррогатом»

Сюжет Спецоперация РФ в Донбассе и на Украине
Артур Смольянинов
Артур Смольянинов / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Гагаринский суд Москвы рассмотрит административный протокол по делу о дискредитации Вооруженных Сил РФ в отношении актера Артура Смольянинова. Дата рассмотрения дела пока не назначена. По части 1 статьи 20.3.3 КоАП («Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации») актеру может грозить административный штраф в размере 50 000 рублей.

«С глубинным народом не пересекаюсь»

Впрочем, сам Смольянинов на сей счет вряд ли беспокоится. В интервью, данному признанному иноагентом изданию «Медуза», он объявил, что покинул Россию.

Еще весной 2022 года актер выступил с осуждением специальной военной операции. После чего, по словам Смольянинова, в отношении него не было никаких репрессий, но и работы стало меньше. И в итоге он решил покинуть страну.

Повторять те гадости, что Смольянинов озвучивал в адрес российской армии, нет ни желания, ни смысла. В интервью есть другие интересные моменты, показывающие, как творец относится к стране, в которой родился и добился успеха.

«Я недавно проходил границу с Норвегией. Ну реально, ты переходишь 30 метров — и перед тобой другие люди, у них просто другой софт в голове, другой взгляд. Я стою, смотрю на них и думаю: “Что с нами не так? Почему мы-то так не можем? Почему мы не можем просто жить по-человечески? Что нам мешает?” Мы никому не нужны. Нас никто не хочет ни развалить, ни уничтожить», — утверждает Смольянинов.

Артист, видимо, пропустил официальные заявления представителей Запада, где утверждалось как раз-таки обратное. Но еще интереснее оценка, которую Смольянинов дает собственному народу: «Я понял, что я, городской житель и работник умственно-культурного труда, с этим народом глубинным практически не пересекаюсь, мы не знаем друг друга. Мы друг с другом, по большому счету, незнакомы... Есть дикая горечь и жалость к этим людям. Они просто обмануты. Как же так сказать, чтобы это было не обидно? Это как ребенка обмануть. Они просто обмануты, одурманены, морально и физически. Это просто какой-то чудовищный геноцид собственного народа».

«Истинный ариец»?

Возникает резонный вопрос: а почему работник умственного труда, который, по его же признанию, не знает собственного народа и незнаком с ним, решает, что он обманут? Откуда у обыкновенного лицедея уверенность в том, что он является носителем некоего сакрального знания?

Человек, который ничего не знает о собственном народе, отчего-то уверен, что осведомлен о том, что происходило в Донбассе последние восемь лет, осведомлен о природе украинской власти и т. д. Но, видимо, тут уж ничего не попишешь — если Смольянинову при одном взгляде на норвежца становится ясно, что он более духовит, развит, интеллектуально богат, то здесь дует ветром разделения народов на полноценные и неполноценные. Вся риторика гражданина Смольянинова пропитана духом превосходства — тяжело ему было жить среди глупой и непросвещенной черни.

И вот здесь самое время заглянуть в послужной список актера Смольянинова, чтобы испытать искреннее удивление — свою популярность он заработал в основном на ролях суровых и стойких мужчин в форме, сражающихся за Родину и справедливость.

Патриотизм с фигой в кармане

Лютый в «9-й роте», старший лейтенант Добромыслов в «Пяти невестах», оружейный конструктор Василий Лютый в «Калашникове» и т. д. А еще куча сыщиков и полицейских, начиная с царских времен и заканчивая современностью.

Но есть в этом всем, как и в самом Смольянинове, червоточина. «9-я рота» Федора Бондарчука реальный подвиг Афганской войны ставила с ног на голову. Потому что настоящую 9-ю роту никто не бросал и не забывал, и ее подвиг, в отличие от сюжета кино, не был абсолютно бессмысленным. А последний монолог Лютого, по сути, отделяет героических парней от страны, за которую они сражались — ну очень патриотичный подход.

В ставшей притчей во языцех михалковской «Цитадели» Смольянинов появлялся в роли штрафника — старательно работая на концепцию «победили вопреки, черенками от лопат».

Одна из последних работ Смольянинова — картина «Мария. Спасти Москву». В ней экранизирован миф о некоей иконе, облет с которой столицы и стал якобы решающим в разгроме гитлеровцев в битве под Москвой.

Мало того, что этот миф многократно был развенчан, не подтверждается ни одним фактом, так он еще и девальвирует подвиг людей, отдававших свои жизни у стен столицы. Потому что это они отстояли Москву и страну, а не икона. Ну просто кому-то очень хочется, чтобы в нашей победе было поменьше советской идеологии и побольше того, что считается политически верным сейчас. Как в фильме «Зоя».

Проверка на вшивость

И вот какой интересный вывод можно сделать — не настоящих героев играл Смольянинов, а фантомов с фальшивой мотивацией и полуправдой. И стоит ли удивляться, что сам актер в трудную минуту продемонстрировал удобную для себя полуправду. Не говоря уж про ленивую роль мелкого бандита в чудовищного качества сериале «За час до рассвета». Он в этой роли органичен — люди этого пошиба тоже удобно трактуют все в свою сторону, искренне считая всех вокруг «лохами». То есть неким «глубинным народом», с которым лучше не пересекаться. Пока не понадобится состричь с него деньги. 

Случалось, конечно, такое и в советские годы. Актеры Талашко и Бенюк, прославившиеся благодаря военным картинам Леонида Быкова, в итоге примкнули к украинским нацистам.

Но чаще было иное. Актер и режиссер Владимир Меньшов, сменивший Михаила Ульянова в роли маршала Жукова, был патриотом не только на экране, но и в жизни. Может, потому и веры его образам всегда было больше?

Советское патриотическое кино снималось на живом нерве и было пропитано реальной болью того, что пережили и вынесли миллионы советских людей.

А Смольянинов всю жизнь делал карьеру в киносуррогате, этакой «бормотухе» от искусства.

«Чтобы не поперхнуться»

Актриса, телеведущая и блогер Юлия Меньшова, достойная дочь своего отца, написала в Telegram-канале относительно высказываний Артура Смольянинова: «На актерский факультет до сих пор часто изначально попадают люди, у которых нет шансов поступить куда-либо еще по результатам ЕГЭ. Потому что в актерской профессии востребованы несколько иные качества. Уровень образованности не всегда коррелирует с талантом и “умением влезать в чужую шкуру”... Я лично знаю немало артистов, которые не читают иных текстов, кроме диалогов из сцен, которые предстоит сыграть, пишут с чудовищными ошибками и обладают нулевыми способностями к анализу и критическому мышлению. При этом у большинства актеров подвижная психика. Огромный запас разных эмоций: от гигантского сочувствия до праведного гнева. И столь же немалый запас тщеславия и амбициозности. В общем, идеальный набор качеств, позволяющий “на серьезных щах” отчаянно смело рассуждать на любую тему. Важно помнить все эти обстоятельства, чтобы не поперхнуться, читая глубокомысленные размышления вчерашнего пацана из не очень благополучной семьи, а ныне “работника умственно-культурного труда” Артура Смольянинова о глубинном российском народе».

Возможно, пора сделать выводы и подумать о том, как навести порядок в творческой среде, заставив потребителей бюджетных ассигнований реализовывать задачи, необходимые государству, а не просто осваивать бюджеты, испытывая презрение к народу? Вот, скажем, Алексей Серебряков, регулярно хамивший соотечественникам, снова не вылезает из различных проектов — даже не извинившись за то, что было раньше. Как говорил классик, искусство принадлежит народу. А если кто-то с этим не согласен, может, стоит убрать свои руки из народных средств?

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах