Примерное время чтения: 10 минут
26244

Был или не был? Шекспир и другие гении, которых «не существовало»

Уильям Шекспир.
Уильям Шекспир. Shutterstock.com

25 апреля в школах пройдёт Всероссийский День Шекспира, который приурочен к 400-й годовщине памяти знаменитого английского поэта и драматурга. В этот день учителя познакомят детей с произведениями великого писателя и расскажут о влиянии его творчества на мировую культуру.

В том, что автора «Ромео и Джульетты» можно назвать жемчужиной английской литературы, никто никогда не сомневался, но над вопросом — существовал ли Шекспир на самом деле — многие исследователи спорят до сих пор. АиФ.ru рассказывает о самых громких мистификациях и проблемах авторства, которые не раскрыты до сих пор.

Уильям Шекспир

Сегодня каждый образованный человек знает, что Уильям Шекспир родился в Англии в 1564 году, но также ему должно быть известно, что с авторством «Гамлета» и других гениальных пьес драматурга не всё так просто.

О жизни легендарного писателя известно очень мало: он родился в Стратфорде-на-Эйвоне в один из апрельских дней 1564 года (26 апреля его крестили), женился на Анне Хэтуэй и стал отцом троих детей. Шекспир не писал воспоминаний и не вёл дневников, не сохранилось ни одной рукописи, написанной его рукой, и ни одной записи о получении им литературного гонорара.

В связи с отсутствием документального подтверждения его творчества в литературной среде однажды появился «шекспировский вопрос» — сомнения в том, что человек по имени Уильям Шекспир писал что-нибудь кроме частных писем и деловых бумаг.

Шекспир никогда не учился в университете, он начинал свою карьеру в театре как сторож, затем был актёром, театральным продюсером, а позже стал ростовщиком. Поэтому основной аргумент учёных, которые сомневаются в авторстве пьес Шекспира, заключается в том, что человек, не получивший приличного образования и не воспитанный в культурной семье, не мог приобрести такой обширный словарный запас и написать гениальные произведения.

Масла в огонь в шекспировском деле подливают не только неожиданные факты из жизни драматурга, но и его смерть. В ту эпоху даже менее талантливых поэтов хоронили с почестями в Вестминстерском аббатстве, однако смерть великого Шекспира современниками почему-то осталась незамеченной. Сам же драматург в завещании перечислил все имеющиеся у него вещи, от «кровати поплоше» до кухонной утвари, но ни словом не обмолвился о собственных рукописях.

Интересно, что на авторство гениальных пьес, приписываемых Шекспиру, претендуют около 60 персон. Среди них философ Фрэнсис Бэкон, граф Оксфорд, Кристофер Марло, лорд Саутгемптон и даже королева Елизавета (после её смерти творчество Шекспира резко пошло на спад). Кроме того, под «подозрение» попадает и жена драматурга, несмотря на то, что в то время женщины редко занимались письменным трудом.

Бюст Гомера в Лувре.
Бюст Гомера в Лувре. Фото: Commons.wikimedia.org/ Marie-Lan Nguyen

Гомер

О жизни легендарного древнегреческого поэта-сказителя, создателя поэм «Илиада» и «Одиссея», известно ещё меньше, чем о Шекспире. А общепризнанное жизнеописание Гомера изобилует самыми фантастическими данными, которые легко подвергаются сомнению. К примеру, факт, что Гомер был слепцом, скорее всего, простое следование античной логике, согласно которой легендарные прорицатели — незрячие люди.

Противоречия в биографии известного поэта были всегда. В античной литературе имеется порядка девяти вариантов истории его жизни, только о чести быть родиной Гомера спорили семь греческих городов: Кума, Смирна, Хиос, Колофон, Пафос, Аргос, Афины. А время его жизни вообще относили к самым разным эпохам, начиная от XII и кончая VI до н.э.

Все эти противоречия и породили сомнения в том, что Гомер был отдельной исторической личностью, а не представлял собой собирательный образ нескольких поэтов. Кроме того, некоторые учёные обратили внимание на наличие существенных различий между поэмами, которые приписывают Гомеру, и сделали вывод, что они не могли принадлежать перу одного автора.

По прошествии многих веков вряд ли удастся выяснить новые подробности о жизни Гомера и прийти к единому мнению по поводу авторства первых памятников мировой литературы. В этой связи очень актуально звучит анонимная эпиграмма, которая дошла до нас с античных времён:

Ты не пытайся узнать, где родился Гомер и кто был он,
Гордо считают себя родиной все города;
Важным является дух, а не место; отчизна поэта —
Блеск «Илиады» самой, сам «Одиссея» рассказ.

Карл Вальдман

Одно дело, когда вопрос об авторстве разрешить практически невозможно по происшествии большого количества времени, а другое, когда мистификация создаётся буквально на глазах. К примеру, в 2015 году в Германии получила огласку история о несуществующем художнике, который годами дурачил арт-мир. Многие коллекционеры были шокированы новостью, что известный художник-дадаист Карл Вальдман, в конце 1980-х годов получивший широкую популярность, оказался выдумкой.

Вальдман, как считалось ранее, родился в конце XIX века в Дрездене, где прожил большую часть жизни, пока не увлёкся советским искусством и не уехал в СССР. Там он в 1958 году «пропал в лагерях». По легенде, все известные его произведения были обнаружены французским журналистом вскоре после падения Берлинской стены на блошином рынке. Вальдмана сразу провозгласили «вновь открытой» звездой немецкого дадаизма и стали выставлять в музеях и на аукционах.

Подозрения в мошенничестве стали появляться совсем недавно, после того, как один французский галерист попытался выяснить подробности биографии художника. Неожиданно оказалось, что человека по имени Карл Вальдман никогда в Дрездене не было, а местные деятели искусств даже не слышали о таком авангардисте. Полиция быстро пришла к выводу, что некая криминальная группа годами дурачила аукционные дома и галереи по всей стране, снабжая их работами выдуманного художника.

Однако, эту мистификацию можно рассматривать не так однозначно, ведь творчество псевдоавангардиста может быть не обычным мошенничеством, а настоящим художественным актом. В частности, на сайте виртуального «Музея Карла Вальдмана» можно прочесть такие слова: «По-настоящему художника хвалят только тогда, когда при виде его творения забывают о нём самом».

Оссиан

Оссиан, худ. Н. Абилдгаард.
Оссиан, худ. Н. Абилдгаард. Фото: Commons.wikimedia.org

Оссиан — легендарный кельтский бард III века, стихи которого были найдены в 1762 году, на самом деле не что иное, как обычная мистификация. Все его «эпические» произведения написал шотландский поэт XVIII века Джеймс Макферсон, который в своих сочинениях соединил отрывки ирландских баллад с фрагментами из Гомера и Мильтона.

«Переводы» поэм Оссиана с гэльского языка обеспечили Макферсону значительное состояние. Но однажды шотландец допустил ошибку: вместе со своим переводом опубликовал отрывок из «оригинала» эпической поэмы, чтобы развеять все сомнения в подлинности работы. Именно в этом отрывке впоследствии были обнаружили многие огрехи мистификатора, современные слова и выражения.

Джеймс Макферсон.
Джеймс Макферсон. Фото: Commons.wikimedia.org

Тем не менее, вымышленный бард сыграл большую роль в истории всемирной литературы. Его произведениями вдохновлялись великие поэты: лорд Байрон, Уильям Блейк, Уильям Вордсворт, которые утверждали, что находятся под влиянием творчества Оссиана. А Томас Джефферсон вообще считал кельтского барда «величайшим поэтом, который когда-либо существовал».

«Пьер Брассо» в 1964 году.
«Пьер Брассо» в 1964 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Пьер Брассо

Ещё более неожиданное разоблачение в 1964 году состоялось в шведском городе Гётеборге, где в одной из галерей вывесили картины некоего художника-абстракциониста Пьера Брассо. Работы мастера сразу привлекли к себе внимание, а один из коллекционеров даже купил картину художника за $90. На следующий день искусствовед Рольф Анденберг восторженно писал в газете: «Пьер Брассо рисует мощными мазками, его кисть извивается с яростной утонченностью на холсте... Пьер — художник выступающий с деликатностью балетного танцора».

Каково же было их удивление, когда выяснилось, что абстракционист Брассо — всего лишь плод воображения журналиста Эке Аксельссона и художника Ингве Функегарда, которые дали кисти и краски обычной шимпанзе из местного зоопарка. «Художественные» работы этого животного шутники вывесили в галерее под именем Пьера Брассо.

Забавно, что даже после того, как мистификация была раскрыта, искусствовед Анденберг продолжал настаивать, что картины Брассо в тот день были лучшими на выставке.

Оцените материал
Оставить комментарий (6)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах