В регалиях актеров часто указывают завоеванные ими награды, полученные премии или номинации — это понятные символы успеха и востребованности, которые легко сосчитать. Но что делать, когда работ в твоей фильмографии огромное количество, а вот с пылящимися на полках «Оскарами» как-то не сложилось? Мартин Шин в интервью изданию Progressive заявил, что обычно не ожидает успеха и добавил: «Я даже толком не могу объяснить, что такое успех».
Возможно, он лукавил. Успеха он добился, хотя выразить его в тех же «Оскарах» невозможно за неимением этих наград в его активе. Происхождение Мартина Шина не слишком располагало ко всемирной славе; он родился 3 августа 1940 года в семье иммигрантов из Ирландии и Испании, его настоящее имя — Рамон Херардо Антонио Эстевес. Отец считал полезной для сына совсем другую судьбу, но тот сознательно провалил экзамены в университет и отправился покорять Нью-Йорк. Что удивительно — ему удалось.
«Если бы не розы», 1968
В принципе, молодых людей с подобными амбициями множество. Все они горят желанием стать актерами, пытаются пробиться в театр, потом — на телевидение и в кино. В общем, делают карьеру. Мартин Шин поначалу особо ничем не выделялся из этой толпы. В конце 50-х уже в Нью-Йорке он получил свою первую роль в бродвейской пьесе; за ней последовали другие — не самые главные, не слишком приметные. Но затем судьба дала Шину шанс: в 1964 году достаточно авторитетный режиссер Улу Гросбард поставил в бродвейском Royale Theatre пьесу Фрэнка Гилроя (в оригинале — «The Subject Was Roses») о молодом солдате, который вернулся со Второй мировой войны и обнаружил, что его родители уже не понимают друг друга. Спектакль оказался очень успешным — его хвалили критики, он выдержал 832 показа, был номинирован на пять премий «Тони» и выиграл две; кроме того, он был записан на студии на двойной альбом, который тоже хорошо продавался. Гилрой получил за эту пьесу Пулитцеровскоую премию, ну а Гросбард — предложение превратить её в художественный фильм. Актеров он позвал тех же самых, что играли и в спектакле — так что Мартину Шину (он играл сына поругавшейся пары) повезло ещё раз; ему эта роль принесла первую номинацию на «Золотой глобус».
«Пустоши», 1973
После «Если бы не розы» карьера Мартина Шина продолжалась своим чередом. Он играл на сцене, снимался в сериалах — и ждал своего звездного часа. Он едва не пробил после того, как Теренс Малик пригласил его на главную роль в своем кинодебюте — фильме о двух юных влюбленных, которые после серии убийств скрываются от правосудия. Работу Шина в «Пустошах» отмечали и критики; в следующем году актера наградили за неё на фестивале в Сан-Себастьяне — но иных наград и премий картина ему не принесла.
«Апокалипсис сегодня», 1979
Настоящего успеха Мартину Шину пришлось ждать еще несколько лет, и пришел он после того, как актер сыграл главную роль — капитана Бенджамина Уилларда — во вьетнамском фильме Фрэнсиса Форда Копполы. Именно после него Шин проснулся знаменитым, получил свою единственную BAFTA, хотя его не выдвинули ни на «Оскар», ни на «Золотой глобус» (из актеров такой чести был удостоен только Роберт Дюваль). Для самого Мартина Шина работа в этом проекте была непростой — он вспоминал, что в те годы много пил, из-за алкоголя перенес сердечный приступ, так что в некоторых эпизодах пришлось сниматься его родному брату Джо Эстевесу — тоже актеру.
«Уолл-стрит», 1987
Вообще успех Мартина Шина привел к тому, что образовалась целая актерская династия Эстевесов-Шинов. Кроме Джо Эстевеса в кино подались все дети самого Шина — Эмилио Эстевес стал актером и режиссером (фильм «Бобби» о Роберте Кеннеди), Рамон тоже совмещал актерскую и режиссерскую карьеры, Рене стала актрисой. Наиболее известен, конечно, Чарли Шин, унаследовавший отцовский псевдоним и, пожалуй, зашедший слишком далеко по пути саморазрушения. В культовом фильме Оливера Стоуна Мартин и Чарли Шины сыграли отца и сына, которым пришлось противостоять биржевому брокеру Гордону Гекко (его сыграл Майкл Дуглас); в отличие от Дугласа, который свой «Оскар» получил, оба Шина остались без наград.
«Западное крыло», 1999-2006
Мартин Шин снимался много — в его послужном списке более 250 ролей в сериалах и фильмах, участие в компьютерных играх; он даже появился в кинокомиксах — сыграл роль Бена Паркера (дяди Питера Паркера) в фильме Марка Уэбба «Новый Человек-Паук». Но львиную долю различных номинаций на престижные премии и единственный в карьере «Золотой глобус» ему принесла главная роль в сериале «Западное крыло» — политической драме о вымышленной президентской администрации от партии демократов. Шин сыграл в этом сериале президента США Джозайю Бартлета; эта роль принесла ему шесть номинаций на «Эмми» и пять — на «Глобус» (одну он выиграл). Еще его дважды отметили на премии Гильдии актеров — правда, в составе всего актерского ансамбля «Западного крыла».