Примерное время чтения: 16 минут
2397

Армен Григорян: «Верить в светлое будущее — как за ветром в поле гоняться»

Армен Григорян.
Армен Григорян. www.globallookpress.com

Лидер группы «Крематорий» Армен Григорян в интервью АиФ.ru рассказал об опыте охоты, на которой не пострадало ни одно животное, воспоминаниях о женщинах, палачах и шутах, перенесенном коронавирусе, неверии в светлое будущее, вьетнамском «рае» и «аде», а также о концерте, в котором будут представлены песни из нового альбома.   

Владимир Полупанов, АиФ.ru: Новый альбом «Крематория» называется «Охотник». Понимаю, что любое название песни и альбома нельзя воспринимать буквально. Всё — одна сплошная метафора. Но тем не менее... Ты хоть раз в своей жизни охотился? Если да, то на кого? И каковы твои успехи в этой области?

Армен Григорян: Однажды на Алтае мы познакомились с тамошним профессиональным охотником, и он пригласил нас поохотиться. Поехали всей группой, долго петляли по горам, наконец доехали до его охотничьих угодий и засели в засаде. Алтаец выдал нам по ружью и велел смотреть вдаль, где к посыпанным солью камням должны были выйти стада козлов и оленей. Самого лёгкого из нас, звукорежиссёра Сергея Овсянникова по прозвищу Ёжик, охотник предложил сделать дозорным и загнал его на дерево как можно выше. Полчаса прошли в тишине, но потом дозорный попросил водки. Охотник перекинул ему веревку с привязанным пузырём и огурчиком на закусь. Еще через минут двадцать потреблённое было Ёжиком разом извергнуто, после чего охотник сообщил, что сегодня уже ловить нечего, зверь человечину за километры чует. Мы допили всё, что было, постреляли по пустым бутылкам и, слава богу, никого не убив, весело убрались восвояси. Это был мой первый и последний охотничий поход. 

— Если говорить о самой песне «Охотник», то я считал ее посыл так: все мы в молодости охотники, но, став старше, желаем попасть в место, где «тихо, чисто и прекрасно», и, в общем, желание охотиться пропадает. Наверное, ты вкладывал в нее более глубокий смысл? И, кстати, ты нашел это место, где тихо, чисто и прекрасно?

— Пока не нашёл. Песенка изначально была шутливой, скажем так, игра слов по мотивам всем известной мнемонической считалки (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан, — Ред.) про цвета радуги, но после того, как я вернулся из реанимационного отделения Коммунарки, поменял текст на куда более искренний. За всё время жизни я не лежал в больницах ни разу, ну кроме нескольких дней после рождения. И вот пришлось получить новое ярчайшее впечатление и даже почувствовать её дыхание и вернуться только благодаря искусству врачей. Концертную версию песни сопровождает видеоряд, в котором для ясности смоделирован безвозвратный полёт очевидца туда, где тихо, чисто и прекрасно! 

— Песня «Бар под дулом револьвера» (да и ещё несколько в альбоме) записана в лучших традициях хард-рока. У меня как-то отложилось, что «Крематорий» — это в большей степени акустика. С чем связан такой переход к «тяжеляку»?

—У нас за 38 лет сложилось несколько концертных форматов, в том числе и акустический, но в студии мы уже давно электрические и не гнушаемся коктейлями из разных жанров, но столь тяжеловатых песен действительно было не так много. Наш гитарист Владимир Куликов опустил струны до строя drop C, что было решением уместным и позволило достичь наиболее яркого контраста высоких вокальных партий и тяжёлого гитарного аккомпанемента.

— Фраза «звёзды светят внутривенно» — это намек на наркотики?

— Никакого намёка на наркоту в нашем «Баре...», конечно, нет, а только  намёк на внезапное внутреннее преображение. Всё гораздо проще, как под дулом револьвера, когда мгновенно исчезают миражи, и окружающий мир приобретает единственные реальные черты. Тут даже уместно вспомнить Евангелие: «Я был слеп, а теперь вижу». Вот и всё! 

— «Я друг понял, между прочим, что среда полна токсинов и других вредных скоплений, изнывает индивидуум в безысходном положении», — такое ощущение, что эти строчки из песни «Среда» были написаны в состоянии похмелья. Или и в трезвом рассудке у тебя такое же отношение к тому, что сегодня творится? И, кстати, образы Махатмы Ганди и Пола Маккартни в этой песне случайны?

— Конечно, нет. Просто это моя хорошая и проверенная компания, чтобы сообразить на троих и, предаваясь размышлениям, неспешно сойтись во мнении, что среда в очередной раз уже почти загнулась от ядов и безысходности. Верить в светлое будущее уже — как в поле за ветром гоняться. Не знаю, бывало ли у тебя подобное: очнулся на диванчике — а в телевизоре только серые точки мерцают, и остаётся разве что затылок почесать. 

— В песне «Судья» и «Ограбленье века» фигурирует «судья из Зазеркалья». Причем это образ негативный. Чем тебе так насолили судьи?

—На обложке по обе стороны от Охотника — судья и клоун, как два боксёра по углам ринга. Противостояние этих персонажей перетекает через весь альбом, а в «Ограблении» буквально следует из предыдущей песни. На мой субъективный взгляд, палачи и шуты — главные герои не только на этом нарисованном ринге, но и, наверное, повсюду в мире. И любой найдёт себя, надо только пристальнее взглянуть в зеркало.

— Строчки из песни «Грибы мухоморы»: «Мне сказал один подопытный кролик, закусив абсент листьями коки, что в этой жизни важно прыгнуть повыше и своевременно сделать ноги».  И далее: «Не знаю, как вы, а я намерен сбежать, пока не пришли за мной…» Как часто ты думаешь о том, а не пора ли, грубо говоря, «валить»?

— Что касается «валить», то ассоциация возникает, что это типа навсегда, а сбежать можно на время, в отпуск и в удовольствие. Ну а «Не знаю, как вы, а я намерен сбежать, пока не пришли за мной...» — тут прямая аналогия со словами пастора Мартина Нимёллера, конечно (Немецкий протестантский богослов, один из самых известных в Германии противников нацизма, президент Всемирного совета церквей, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами», Ред.)

— Знаю, что ты полюбил Вьетнам и сидел там почти всю пандемию в прошлом году. Мой друг, прожив там 5 лет, недавно вернулся в Россию. Говорит, что ни жить, ни работать там невозможно. Государство полностью закрутило гайки. С мая по октябрь этого года даже в магазин нельзя было выходить. Да, понимаю, там солнце, море, тепло. Ты вроде снова собирался туда. Неужели готов к «резервации»?

— Нет, я туда не собираюсь. К сожалению, во Вьетнаме сейчас ад. Но твой друг должен помнить и райские, светлые времена. Первичный локдаун по-вьетнамски был не помехой, а наслаждением. 300 больных на 90 млн населения. Капля в море, вот в этот период мы там и робинзонили. Почти все песни «Охотника» я написал, когда опустели пляжи, на каждом квадратном метре уже не болталось по три пьяных туриста, упали цены, а одиночество и тишина стали истинным удовольствием для «городского ребёнка». Не будь того эмоционального наслаждения, не было бы и альбома. Отсюда и благодарность.

— «Скелеты в шкафу» — воспоминания о былых чувствах к случайной женщине, имя которой даже сложно вспомнить?  

— Точно, но только во множественном числе. Думаю вполне солидарные воспоминания для многих. 

— Ты же московский армянин. С чего вдруг «Снега Арарата»?

— Это маленький эмоциональный реквием моим героическим корням, такая искренняя лакримоза и одновременно унисон со «Снегами Килиманджаро» Эрнеста Хемингуэя. С детства запомнил заключительные слова этой восхитительной повести:

«Он увидел заслоняющую все перед глазами, заслоняющую весь мир, громадную, уходящую ввысь, немыслимо белую вершину... И тогда он понял, что это и есть то место, куда он держит путь». 

— Финальная композиция альбома «Парад-алле» — даже не песня, а инструментальная вещица, записанная с симфоническим оркестром. Что тебя сподвигло?  

— Последняя песня инструментальная и специально для поклона героев альбома внимательному слушателю и тебе в том числе!

— 4 декабря в «Главклубе» у вас будет концерт. Если правильно понимаю, он приурочен к выходу нового альбома. Недавно общались с Гариком Сукачевым, и он сказал, что на своих концертах никогда не играет полностью новые альбомы, всего лишь несколько песен, которые уже получили кое-какую раскрутку. Он отметил, что, например, у Шевчука другой подход: «ДДТ» играет полностью новый альбом и в конце немного проверенных временем хитов. Какой подход тебе ближе?

— Каждая песня новой программы полностью привязана к видеоряду. А в мизансценах задействованы наши замечательные друзья из театра «Микос», во втором отделении — хит-парад с симфоническим оркестром «Глобалис», в финале салют. И до новых встреч весной 2022-го. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах