Владимир Полупанов, АиФ.ru: Из последней гастрольной поездки вы вернулись со 147 килограммами подарков. Почему вы их измеряете в кг? Можете рассказать, какого рода эти подарки и кто вам их дарил? Я видел видеопост в Инстаграме, как на перроне в Сызрани вам приносят воблу. Это тоже подарок?
Виктория Макарская: Точный вес нам всегда сообщает служба доставки Сергиева Посада: «Виктория, 147 килограммов на этот раз, заношу?!» После концертов все подарки, принесенные на сцену, бережно упаковываются и едут к нам домой. Один известный продюсер, побывав на нашем концерте, сказал: «Макарские, честно говоря, я ни у кого никогда такого не видел!»
Антон Макарский: А началось всё с того, что в 2008 году, как только мы стали гастролировать с нашим «Живым концертом», случился так называемый кризис. Чтобы люди могли прийти всей семьей, мы старались делать очень дешевые цены на билеты, но у многих не было денег на цветы, и наши зрители стали дарить нам от всего сердца «все, что есть в доме». От детских рисунков до всевозможных баночек с вкуснейшими домашними закатками. Ну а кто знает наши вкусы, несут мне домашнее варенье и самогон, а Вике — букеты из солёной и вяленой рыбы.
В. М.: За 12 лет существования нашего «Живого концерта», как бы трудно ни было, мы не поём под фонограмму и выступаем только с нашими виртуозными музыкантами, радуем зрителей исключительно живой музыкой. Над нами сначала посмеивались: «Кому это надо? Пипл и так все схавает, зачем вы возите с собой коллектив музыкантов и дорогую аппаратуру?» Но в моем лексиконе никогда не было слова «пипл». Каждый человек уникален и достоин самого уважительного отношения к себе. Время показало, что уважение к зрителю и любовь к своей профессии — основа творческого долголетия. Моя трудовая книжка более 10 лет находилась в театре Льва Валерьяновича Лещенко, мне повезло лично общаться с замечательным артистом, и я многому научилась у маэстро. Я тогда очень много зарабатывала, выступая только на корпоративах за очень большие гонорары, но Лев Валерьянович постоянно мне повторял: «Только афишные концерты сформируют из тебя настоящую артистку! Когда зритель бросает все свои дела, покупает билет и приходит в свой выходной день к тебе на концерт — это совсем другие выступления! Какой бы маленький ни был гонорар за эти концерты, ты увидишь, что он даже тратится совершенно по-другому. Всегда на пользу, в отличие от "шальных" больших денег за "заказники"».
— Какие подарки самые ценные и памятные?
В. М.: Подарки дарят всегда, на каждом концерте, они сделаны и упакованы с такой любовью, что выделить один из них я не могу, но один детский рисунок всегда стоит перед глазами. Мы, выглядывая из окошка, едем в поезде по очень красивой стране, а над нашим вагоном летят улыбающиеся ангелы.
А. М.: Однажды коня подарили с нагайкой! Нагайка и сейчас висит в коридоре, а коня пришлось отдать — негде было его поселить.
В. М.: Мы очень благодарны нашим зрителям! Всю зиму едим те продукты, которые они приносят нам на концерты. Знаете, где маринованные огурчики самые вкусные? В Татарстане! В них вместо уксуса добавляют 50 грамм водки, поэтому они получаются несоленые и хрустящие, такая вкуснотища! Съедаем с музыкантами сразу после концерта по 2 трехлитровые банки за один присест. От Петропавловска-Камчатского до Калининграда, от Заполярного до Краснодара, конечно, самые разные подарки несут. Наш таунхаус уже давно выглядит как музей творчества народов России.
— Не поверю, что ваша жизнь не изменилась с приходом этой беды — коронавируса. Как она изменилась? И что вы вообще думаете об этой эпидемии? Подобные напасти человечество давно не переживало. Вы тоже сторонники теории, что это не наказание, а испытание и оно нам для чего-то необходимо?
А. М.: Конечно, события трагические, но мы стараемся извлечь для себя пользу из любых ситуаций. Давно у нас не было таких «каникул»! Дети не понимают всей серьёзности этой проблемы и радуются тому, что мама и папа никуда не торопятся и всё время проводят с ними. Учим новые песни и стихи, смотрим интересные фильмы, занимаемся спортом и придумываем новые формы реализации своих творческих профессиональных навыков.
В. М: Парадокс. Чем тяжелее ситуация с коронавирусом, тем больше у меня Пасхальной радости в сердце, несмотря ни на какие проблемы. Верующий человек совсем по-другому воспринимает любые события, которые атеистов повергают в шок и уныние. Эта эпидемия должна очистить наши мозги и души. Коронавирус — повод остановиться и задуматься о том, почему мы так несчастны, о вечных ценностях и смыслах, которые уж точно не в кредитах и не в статусе. Этот вирус показывает нам: никакие деньги и положение не спасут тебя и твоих детей от неизбежного перехода в иной мир. Знания о Боге и о бессмертии души — крайне необходимая составляющая человеческой жизни. Мы забыли — нам напомнили! Даже убежденный атеист Владимир Владимирович Познер, сидя в жесткой изоляции, произнес: «Береженого Бог бережет!» Чем лично меня очень порадовал! До этой эпидемии многие жаловались: «До чего же докатилось общество! Какой разврат, какой цинизм, ничего не стыдно!» Понятно же, что продолжать так жить стало и неинтересно, и бессмысленно. Вот и появился шанс всё изменить! Если сделаем правильные выводы — всё наладится!
— Массовые мероприятия либо отменяются, либо переносятся на неопределенный срок. Власти вводят все более жесткие требования по карантину и т. д. Мы все сидим дома. Можете дать читателям совет, лайфхак? Как можно с пользой провести месяц-два дома, вообще из него не выходя? Чем заниматься с детьми, какими физическими упражнениями, интеллектуальными занятиями и т. д.?
А. М.: Мне кажется, что многие и так знают, что делать. Столько книг не прочитано! Столько мировых шедевров кино мы ещё не посмотрели! Наверное, каждый в эти вынужденные выходные может реализовать то, что всегда очень хотелось, но за неимением времени, до чего «руки не доходили». Главное — не лениться!
В. М.: Это удивительно, но на карантине мы вообще перестали ссориться с Антоном! Наслаждаемся общением, такая благодать! У нас в семье все очень любят друг друга, и нам не скучно. На мой взгляд, самое важное, чему нужно уделить драгоценное время в заточении, — это наладить мир и добрые отношения со всеми домочадцами. Помириться со всеми, понять, простить, полюбить. Никуда не торопясь, мирно и по душам поговорить и подружиться и с детьми-подростками, и с тещеньками-свекровушками. Возможно, такой уникальной возможности больше не будет! А игры и всевозможные опыты-поделки на карантине — это всего лишь инструменты для веселого общения.
— Антон признавался, что в первый год вашей совместной жизни он уходил из дома 3 раза. То есть вы разводились? Как говорит Антон, он «куролесил днями и ночами». И Вика находила и возвращала мужа домой «всеми правдами и неправдами» (твоя же фраза, Антон, которую ты сказал в программе «Судьба человека»). А где она тебя находила? Куда ты уходил? Что делал?
А. М.: Не-не-не… Разводом это никак назвать нельзя! Мы тогда женаты ещё не были. И уходил по причине невозможности содержать такую «королевну», а на её деньги жить категорически не хотел. Говоря проще, я тогда был нищий актёр, получающий в месяц 200 долларов (кстати, которые мне казались миллионами после жизни в общаге), а тут такая яркая, талантливая и амбициозная барышня!
— У меня в этом смысле не такой богатый опыт. Мне хватило 1 раза, когда мы чуть с женой не равелись, чтобы понять: надо все друг другу прощать, если любишь человека. Почему тебе, Антон, понадобилось аж 3 попытки? Четвертая же тоже возможна? Или уже нет?
А. М.: Видимо, я не совсем понятливый. Трижды в течение одного нашего совместного первого года наступал на одни и те же грабли… Каждый раз по неделе прожигал время, главное, чтобы алкоголя было побольше, а то мой организм устойчив к «зелёному змею». И трижды Вика разыскивала и возвращала меня из этого дурмана. Через какое-то время стало понятно, что друг без друга мы не можем. И только тогда решили стать настоящей семьёй. Расписаться мы не могли, Вика из Витебска, я из Пензы, причём выписан из дома, а в Москве нигде не прописан, в настоящем смысле слова бомж (без определенного места жительства), и решились на самый решительный шаг — венчание! Всегда будем благодарны батюшке Алексею, что взял на себя ответственность повенчать нас без штампа в паспорте. Правда, наблюдал он за нами и проводил беседы около полугода. И в июне 2000 года мы стали «в плоть едину». Конечно, после этого, что бы ни происходило, ничего не могло и, надеюсь, не сможет разлучить нас.
— Вика, ты много раз говорила, что Антон зануда. С этим как-то можно бороться?
В. М.: Юмор спасает! Изменить Антошу я не смогу, и для себя я решила, что буду просто любоваться им. Но, знаете, мне кажется, что как только я привыкла и перестала обращать внимание на Антошины «бубнилки», ему самому перестало нравиться быть занудой.
А. М.: Ничего подобного! Просто после двадцати лет совместной супружеской жизни ты наконец-то стала меня понимать! И вообще, я не зануда, а доскональный человек! Ну... правда, иногда действительно зануда...
— «Виктория Морозова» звучит красиво. Кто в вашем случае был инициатором смены фамилии на Макарскую и для чего вы это сделали?
В. М.: Невольным провокатором стал Леон Измайлов, который однажды назвал Морозовым никому еще тогда не известного актера Антошу Макарского. И Антон сразу же отвел меня в ЗАГС менять фамилию.
А. М.: И не только он. Шестилетний сын наших друзей тогда тоже задал вопрос, на который мы не сразу смогли ответить: «Вы же муж и жена, а почему у вас фамилии разные»? И через три года после венчания мы «стали честными» и перед государством. Звучать может как угодно круто, никто же не запрещает, например, оставить девичью фамилию как псевдоним (у Вики долгое время так и было), но я сторонник того, что семья должна быть под одной фамилией.
— Вы 13 лет не могли родить детей. Что вы делали для того, чтобы это все-таки произошло? И почему все получилось?
А. М.: Зрели для того, чтобы стать родителями. А через тринадцать лет в Болгаре от отца Владимира Головина услышали о молитве по соглашению. Когда верующие в одно время по всему миру молятся о разрешении какой-либо проблемы. Кстати, разрешение проблемы не тождественно исполнению желания! Бывает, что человек просит у Бога чего-то, и приходит понимание, что это ему и не нужно, и не полезно. Но в нашем случае через полгода появилась Маша, а ещё через два с половиной — Ваня!
— Вы не первый год живете в Сергиевом Посаде. Почему вы переехали туда? У вас свое жилье?
В. М.: Мы очень любим Сергиев Посад, приехали как-то в гости к знакомому иеродьякону и решили остаться навсегда. Кстати, потихоньку к нам перебирается и вся наша команда. Мечтаем построить на одной территории киностудию и домики для жизни, чтобы жить и работать рядом.
А. М.: Несмотря на то, что мы долго жили в столице, по сути, москвичами так и не стали. Хорошо ненадолго приехать в мегаполис, набегаться, наработаться и уехать домой, туда, где потише и совсем другие ритмы жизни. Сергиев Посад — идеальное место для нашей семьи.
— Что сегодня собой представляет ваш концерт? Будут ли как-то скорректированы ваши выступления в связи с тем, что мы сегодня переживаем? Если ваш концерт в «Крокусе» все-таки состоится, что там услышат зрители?
В. М.: Концерт в «Крокусе», который готовили почти полтора года, мы делали не только с нашими музыкантами, но и с большим оркестром. Вложено столько сил, что зрители обязательно увидят его! Каким он будет — время покажет. «Здесь. Сегодня. Сейчас» — по этому принципу уже 12 лет живет наш «Живой концерт». Он так называется именно потому, что атмосфера каждого выступления неповторима. Выходя на сцену, мы сами не знаем, что именно сегодня будем петь и куда все «вырулит». Мы ведь столько спели в мюзиклах и в кино, что в 2 часа все вместить невозможно. К тому же у нас очень много оригинальных песен, которые написаны специально для нас талантливейшими авторами Ириной Дубовой, Николаем Крупатиным, Максимом Дунаевским, Игорем Корнелюком, Николаем Гринько. Получается так: что чувствуем сейчас, о том и поём. Зрители правду и искренность очень ценят.
А. М.: А ещё не так давно, импровизируя, прочитал стихотворение, и это, как сейчас говорят, «круто зашло». Теперь всё чаще и чаще, в зависимости от ситуации и темы разговора, звучат со сцены разные стихи. Благо, я их знаю много… В общем, как Вика уже сказала, концерт полностью оправдывает своё название — «Живой»! И ни одно выступление не похоже на предыдущее.
— Какие у вас взаимоотношения с радиостанциями? Крутят ли ваши песни? Полагаю, что нет. Почему так сложилось? Как вы себе это объясняете? Людям ведь нравится то, что вы делаете на сцене.
В. М.: Мы вообще не переживаем, что у нашего музыкального творчества нет никаких отношений с радиостанциями и с телевизором, мы как будто живем в параллельных мирах с официальным шоу-бизнесом. И честно говоря, нам настолько хорошо в этом положении, что остается лишь благодарить Бога, что именно так всё и сложилось.
А. М.: Ну вообще-то на некоторых радиостанциях наши песни звучат. И «Эсмеральда», и «Вечная любовь», а «Церковь при дороге» и «Инок» на радио «Вера» слышу тоже довольно часто. Другое дело, мы никогда принципиально не проплачивали эфиры. А это многое решает. Но сейчас есть интернет, и каждый человек может реализовать свои таланты независимо от редакторов того или иного крупного канала или радиостанции. Но чем больше развивается виртуальный мир, тем ценнее будут живые выступления. Всё-таки техника пока не может передать атмосферу живого общения со зрительным залом. Я так думаю...
— Вика, вы с Антоном познакомились на кастинге мюзикла «Метро». Есть ли сегодня в вашем репертуаре хоть одна композиция из этого мюзикла?
В. М.: Этот музыкальный проект когда-то «взорвал» музыкальную историю нашей страны. По сути, это был вообще первый настоящий мюзикл с грандиозной постановкой и спецэффектами, а не просто музыкальный спектакль. Мы получили там бесценный опыт, ведь 9 месяцев репетиций без выходных так закалили нас, что мы до сих пор не знаем на гастролях слова «устал». Сейчас уже всё реже просят спеть арию «Стекло», все-таки 20 лет прошло, да и арию «Bеlle» из мюзикла «Нотр-Дам-де-Пари» зрители уже часто забывают попросить. На наши концерты приходят молодые люди, которые уже и не помнят эти проекты.
А. М.: Но на случай, если во время концерта разговор зайдёт об этих проектах, мы с музыкантами не забываем повторять эти самые яркие арии из наших мюзиклов.
— Можете рассказать о самых веселых совместных гастролях, наполненных абсурдом.
В. М.: О смешных гастрольных историях уже книгу пора писать! Помню, выступали мы в маленькой станице, куда лет 20 не приезжали никакие артисты. Зал сталинской постройки забит битком, половина зрителей — казаки, все при полном параде! Красота! А мы вот решили шикануть, да и привези с собой из Ростова-на-Дону дымовую машину для световых спецэффектов. Концерт начался, народ в восторге, то плачет, то смеётся! И на песне «Вечная любовь» решили запустить эту дым-машину. А она что-то забарахлила, и дымок такой неуверенный, еле-еле пошел из-за кулис вместо обычного белого, насыщенного облака. Я в это время иду переодеваться, и вдруг крик на весь коридор: «Макарские горят!!! Макарские горят!!!» Вижу, бежит со всех ног пожилой казак в папахе и кричит что есть мочи: «Горя-я-ят!!!!». Понимаю, что концерт сейчас сорвётся, подлетаю к нему в полпрыжка и кричу: «Всё в порядке! Всё хорошо! Это не пожар! Это спецэффекты!!!» У казака ступор. Я успокаиваю: «Это дымовая машина! Из Ростова привезли, спецэффекты»! Пауза. Всплеск руками непередаваемым активным жестом и фраза, написать которую, простите, слово в слово не смогу из-за едрёности, но смысл примерно таков: «Да на (...) нам здесь такие спецэффекты?!!».
А. М.: Вообще, концерты в небольших городах, особенно там, куда нечасто приезжают артисты, очень сильно отличаются от других выступлений. Однажды в Шимановске, это километров 300 от Благовещенска, нас встретили словами: «Вам что на сцене сделать, свет или звук? А то у нас здесь в одно закомутировано...» Конечно, мы выбрали звук, кое-как дежурным светом подсветив сцену. Но эйфория от подарков и аплодисментов не проходила ещё несколько дней, настолько благодарной была реакция зрителей!
— Как часто у вас дома звучит музыка? Какая?
В. М.: От Шнитке до группы «Линкин Парк». У нас дома звучит все, что талантливо!
А. М.: К сожалению для моей жены, я не могу слушать музыку фоном. Для меня это пусть и приятная, но работа. Так что стихи у нас в доме звучат чаще, чем музыка. Ну, если, конечно, к нам не приехали друзья и в моих руках нет гитары...
— «Пора прекращать играть романтических героев, которые ищут и не могут найти свою вторую половину», — сказал в одном из интервью Антон. «Я участвую в проектах, где Петя любит Таню, Таня Васю, а тот Наташу. Это же абсолютно пустое», — тоже слова Антона. И часто приходилось играть в таких проектах? Почему соглашался, Антон?
А. М.: Первое — заработок, второе — после нескольких лет безработицы долгое время хватался за всё, что предлагали. Но в какой-то момент устал от пустоты, произошла очередная переоценка ценностей, и я стал гораздо более разборчивым. Хотя не могу сказать, что время потрачено зря, более пятидесяти фильмов — и я набрался колоссального опыта, во всех смыслах, как хорошего, так и не очень.
— Говоришь, стал разборчивым. А что сегодня происходит в твоей актерской карьере? Мало что интересного предлагают? Но ведь можно совсем остаться без ролей. Не пугает такая перспектива?
А. М.: Как раз не пугает, а воодушевляет! Именно когда было принято такое решение, началась работа с командой единомышленников! Пока рано об этом говорить, но уже сейчас идёт работа над несколькими интереснейшими фильмами!
— Антон опять же сказал, что «Вика трусиха, отказывается выступать без меня». Вика, что, правда, есть такой страх?
В. М.: Это не страх. Это бессмысленность какая-то. У меня ведь было 2 аншлаговых сольника в Международном Доме Музыки. Мест свободных не было, и Антон сидел на ступеньках. Но после того, как я исполнила 5 песен, мне стало так невыносимо скучно без Антоши, что я попросила любимого выйти на сцену, и мой концептуальный сольник опять превратился в веселый и родной «Живой концерт».
А. М.: Я же говорю, трусиха… У меня есть мечта: побывать когда-нибудь на сольном концерте моей жены. И если Бог даст, я намереваюсь её осуществить. Правда, когда — непонятно. Особенно в свете последних событий. Но намерение более чем твёрдое!
— У Вики есть страничка в Инстаграме, а у Антона нет. С чем это связано?
А. М.: Вообще-то с недавних пор есть. Правда, там всего несколько постов и никаких комментариев. Я сторонюсь соцсетей. И эта страница сделана для того, чтобы люди перестали общаться с клонами.
В. М.: Антоша всячески пропагандирует живое общение «глаза в глаза». Но сейчас в связи с эпидемией коронавируса мир стремительно меняется. Уже 12 апреля мы дадим первый домашний онлайн-концерт. Что-то мне подсказывает, что «Живым концертам» некоторое время придется жить только в виртуальном мире.
А. М.: Ну, поживём — увидим. В любом случае, унывать не стоит. Будем стараться воплощать в жизнь слова из прекрасного мультфильма, на котором выросло не одно поколение: «Мы своё призванье не забудем, смех и радость мы приносим людям!» В этом и состоит смысл нашей профессии.