Режиссер Андрей Кончаловский.Фото продюсерского центра А. Кончаловского
В рамках празднования 75-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне Российский еврейский конгресс совместно с Международным дискуссионным клубом «Валдай» провёл дискуссию «Как и зачем говорить о войне языком культуры?» Свою точку зрения на эту тему высказал и режиссёр Андрей Кончаловский.
О конце цивилизации
Вопрос войны очень глубоко анализирует Лев Николаевич в романе «Война и мир». Он пишет, что война готовится усилиями разных людей задолго до того, как начинаются сами действия. И в финале нужен лишь последний бросок лопаты, чтобы этот камень рухнул в яму.
Если же говорить о Второй мировой войне, то она стала продолжением Первой мировой. Готовить её начали в 1920-е гг., почти сразу после подписания в Версале мирного договора. Но по своей идеологии Вторая мировая превзошла все предыдущие войны в силу того, что у одной нации появилась возможность попытаться другие нации уничтожить, а какие-то из них превратить в подсобных рабочих, вернее, в рабов. Таким образом нацизм стремился создать идеальный мир и совершенного человека. Уникальность Второй мировой войны заключается в абсолютности зла, которое стало государственной политикой Германии.
Понимаете, зло часто рядится в очень соблазнительные одежды. Если бы зло было явно и понятно, не так легко было бы ему завоевать сознание, умы и сердца людей. Соблазн зла – это вечная тема.
Английский философ Джон Грей рассуждал о европейской идее прогресса. Согласно этой идее, человек совершенствуется, и это по спирали приводит к чему-то прекрасному. Но Джон Грей это утверждение опровергал простой мыслью, что знания сами по себе аккумулятивны – мы всё время находимся в процессе расширения своего познания. Но этика неаккумулятивна. Эта мысль меня поразила. Получается, что любая цивилизация, любая этика может быть разрушена в течение двух поколений. И мы это можем воочию наблюдать. Достаточно посмотреть на документальные кадры того, что американцы творили в Ираке. Мы видим, что человек в течение короткого времени, даже нескольких часов, может превратиться в животное. Причём как жертва, так и палач. И то, что считается абсолютным антигуманизмом, садизмом, становится вдруг для этого человека обыденным. Это явление заставляет меня задуматься: грядёт ли конец нашей человеческой цивилизации? В частности, европейской.
Об алчности и селфи
Сейчас в мире рушится определённая концепция, определённое устройство, определённые принципы. Всё становится относительным. Поэтому мне довольно тревожно по поводу того, что происходит с новым поколением, которое перестаёт иметь культурные ассоциации. Такое поколение очень легко направить в сторону зла.
Это только кажется, что война на какое-то время затихла. Наоборот, зло опять рядится в белые одежды. Помните, в 90-е звучала такая «замечательная» фраза: «гуманитарные бомбардировки Югославии». Эти бомбардировки НАТО вело под знаком утверждения демократии и прочих прекрасных идей европейской цивилизации. Так что война – это бесконечный процесс, который движется наравне с алчностью и жаждой власти. И поскольку алчность, жажда власти и страх неотделимы от человека, мы можем стать свидетелями не меньших катастроф, чем Великая Отечественная. Это необязательно будет штыковая атака. Сейчас битва переходит в область образования, туда, где закладываются смыслы. Это страшная вещь, когда вы не заставляете человека учиться, развиваться, а сразу растите из него некий общий социум.
Я вижу это по студентам, которые уже не приходят взять книжку в библиотеку, а всю информацию ищут в интернете. И постоянно делают селфи. Цивилизация становится менее гуманной. Как это остановить? Я не представляю. Я достаточно пессимистически отношусь к мгновению, которое не останавливается. Хоть оно и прекрасно, но оно не останавливается, а проходит. Пока есть художники, которые не только развлекают, но и пытаются понять смысл. Но будет ли для этих художников аудитория в будущем? Сильно сомневаюсь. Во всяком случае, к западной иудо-христианской цивилизации у меня есть серьёзные вопросы.
Происходят сдвиги, которые отрывают людей от их корней. Заметьте, в Китае, в мусульманских странах это не происходит в той степени, в которой это происходит в Европе. Этот разрыв с традицией виден даже по состоянию театров в мире, по количеству людей, читающих книжки. У меня ощущение, что что-то кончается, что мы можем потерять следующее поколение, потому что мы уже не воспитываем ни учителей, ни родителей. А если не будет учителей и родителей, то всё остальное бесполезно.
О чувстве вины
Сегодня много говорят о чувстве вины за то, что было сделано во время Второй мировой. Но, мне кажется, время-то ушло говорить о признании вины.
Хотя чувство вины – это не универсальное качество. Когда мы говорим об иудо-христианской культуре, мы знаем, что у евреев чувство вины развито бесконечно. У католиков чувство вины тоже выгравировано на подсознании в силу того, что есть институализированное осознание своих грехов, есть чистилище. Один западный исследователь, который приехал в Россию в XVI в., сказал удивительную вещь: «Католики боятся чистилища гораздо больше, чем русские боятся ада». У нас вообще чистилища нет, а Бог простит. Не согрешишь – не покаешься. И это «Бог простит» часто избавляет русских от того чувства вины, которое свойственно другому генетическому культурному коду. «А я не виноват! А мне сказали!» Это очень русская черта.
Конечно, немцы испытывали чувство вины. Была издана книга «Письма немецких солдат из-под Сталинграда». Это невероятной силы документ, где ощущение отсутствия Бога, ощущение бесконечной бессмысленности этой войны пронизывает великий германский дух. Поэтому, когда мы говорим о чувстве вины, нам нужно понимать, что существуют культурные коды, генетические. Я называю это культурной генетикой.
Многие молодые жители Германии, скорее всего, как и многие молодые жители России, плохо знакомы с историей Великой Отечественной войны. Новая цивилизация, способность человека мгновенно получать информацию укорачивают память. Молодое поколение не знает даже телефонов родных людей. Я тоже не знаю телефона жены. Я до сих помню телефон моих родителей, которым пользовался много лет. А для новых есть кнопки. Как правильно говорил Умберто Эко, это всё ведет к уничтожению памяти. Сейчас вдруг оказывается, что нацизм победила Америка. У Спилберга в фильме «Спасти рядового Райана» это явно просматривается. И тут ничего нельзя поделать, потому что каждый художник выбирает свою форму понимания истории.
Я не верю в то, что красота спасёт мир, или в то, что искусство делает людей лучше. Если и делает, то на 5 минут. Потом человек выходит из кинозала и снова попадает в свою реальность.
Да, возможно, искусство может заставить человека задуматься и решить, что он станет лучше. Но потом он всё равно станет таким, каким и был, если у него нет других предпосылок для духовного роста. Искусство будит в человеке наивного ребёнка, который хочет верить. Но этот ребёнок слишком быстро снова засыпает.
Я вспоминаю историю из Средних веков. Перед каким-то собором стоял жонглёр и жонглировал шарами. Его спросили: «Что ты делаешь?» Он ответил: «Я выражаю своё преклонение перед Богоматерью». У него поинтересовались: «Но почему ты подкидываешь шары?» Жонглёр сказал: «А я больше ничего не умею делать». Желание искусства что-то сделать, чтобы изменить мир, напоминает мне этого жонглёра. Оно, как может, подкидывает шары для того, чтобы привлечь людей к высоким или гуманным идеям.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.