Ольга Шаблинская, «АиФ. Здоровье»: – Анастасия Александровна, я помню наше первое интервью с вами много лет назад, где вы процитировали «Дядю Ваню»: «Не жил я, не жил», – имея в виду, что очень много работали всегда… А как сейчас?
Анастасия Вертинская: – Я реализовала себя полностью. А теперь живу. И счастлива. Ничего меня не тяготит, ничего не обязывает к чему-то… Наконец-то уяснила: я – не тот человек, который любит публичность. Никто не понимает, почему я не хочу появиться на каком-то гламурном вечере. Но мне правда не надо, чтобы обо мне писали: пришла такая-то и такая-то «в сумке от Дольче и Габбана». Тем более что у меня ее нету.
– Чем сегодня заняты ваши будни?
– 2014 год я посвятила юбилею отца. Мы вместе с сестрой Марианной подарили архив Александра Николаевича Литературному музею. Папа вернулся в Россию в 1943 году, он стремился сюда… И я хочу, чтобы его архив здесь находился – и эпистолярный, и аудио, и фотоархив. Хочу, чтобы он принадлежал России. Думаю, что и папа хотел бы этого…
В том году у меня мамы не стало… (Мать актрисы – художница и актриса Лидия Вертинская. – Ред.) Когда умирает такой близкий человек, как мать, ты листаешь страницы назад… Я совершенно переосмыслила ее личность. Например, она мне всегда казалась абсолютно безалаберной, рассеянной, ужасной накопительницей. Ничего не выбрасывала. Я всегда возмущалась: ну надо же такой барахольщицей быть! Все собирает…
А потом, когда ее не стало, я начала копаться во всяких бумажках. Конечно, там есть лишнее – например счета за электричество 57‑го года. Но, с другой стороны, мама сохранила каждую записочку отца, каждую его почеркушку, каждый предмет, который Александру Николаевичу когда-то принадлежал. Это гениально!
Папина дочка
– Психологи говорят: братская и сестринская любовь – это миф. На самом деле это всегда борьба за родительскую любовь. У вас есть старшая сестра Марианна Вертинская, которая тоже стала актрисой. Была у вас конкуренция?
– Конкуренция – это мягкое слово! У нас с Машей была страшная ревность… Я порой с папой не разговаривала по неделям, не отвечала на его письма: он, видите ли, подарил ей куклу в розовом, а мне – в голубом! Это ужас был для меня. Папа называл Машу Биби. А меня – Настенька. Я была возмущена. Потому что Марианной можно было назвать только ту, которую любишь. А кого ненавидишь – только Настенькой. У нас все уборщицы в школе были Настеньки.
Я очень комплексовала. От того, что мне говорили: «Ты дочка Вертинского, да?» Когда мне говорили: «Какая красивая!» – меня опять колбасило, ведь это была не моя заслуга. Мне хотелось, чтобы сказали: «Какая ты актриса!» Но, после того как я дождалась этого, ушла из театра. Это было то время, когда мне уже не хотелось работать в коллективе, я – не общественный человек вообще, я индивидуалистка. Понимаю, что спектакль – это коллектив. Но театр… Мы должны были приходить на собрания, иначе нам ставили прогул. Я эту советскую групповщину всегда ненавидела.
– Анастасия Александровна, что в вашем характере от отца?
– Все, что во мне доброго, хорошего, – это от него. А все плохое, ужасное, отвратительное – это от жизни. (Смеется.)
– А чего больше?
– Ну как всегда – в балансе. С возрастом, конечно, уже нет причин вредничать, никто уже не атакует и не надо держать все время осаду. Поэтому стало свободнее дышать, стала легче и мудрее жизнь. Мне нравится мой возраст! Столько всего интересного вокруг! Я вообще человек, который не терпит скуки. Для меня сегодня очень приятная пора настала. Книги ты уже все прочла. Стараешься в современной литературе узреть какой-то шедевр – и ничего не выходит из этого. Возвращаешься опять к своим кумирам – к Толстому, Достоевскому и Чехову и получаешь уже какое-то другое наслаждение, перечитывая их. По-другому смотришь на литературу, нежели чем в юные годы. Раньше был какой-то потребительский взгляд: волнует она меня или не волнует? Интересно или неинтересно? Легко я читала или тяжело? А сейчас уже все читаешь легко, с интересом, все волнует.
Против течения
– Вы сыграли в большом количестве фильмов, но тем не менее «советской» актрисой никогда не были. Да и внешность у вас совсем несоветская…
– Да, несоветская. У меня были большие перерывы: я не могла найти себе применение в репертуаре кинематографическом и в «Современнике», который был социальным театром. Я очень старалась. Веснушки рисовала. Вату в нос запихивала, чтобы он стал таким разляпистым. Другое дело, что это была хорошая школа. «Современник» я обожаю – это мои университеты. Театр, уникальный своей атмосферой, своим товариществом, своим поиском правды в искусстве.
– Вы довольны своей актерской судьбой?
– Конечно. Настоящее удовольствие началось, когда я перешла во МХАТ. Там я работала с Эфросом, играла классику в постановке Ефремова. И это была уже другая культура театра.
– Я правильно понимаю, что кино вы сегодня сказали «нет»?
– Вовсе нет. Если будет хорошая роль – с удовольствием снимусь. А маму киллера, как я вам уже говорила несколько лет назад, я играть по-прежнему не хочу.
Семейные истины
– Анастасия Александровна, вы сказали в интервью «АиФ», что ваш бывший муж Никита Михалков хотел срежиссировать и брак с вами. Но разве личную жизнь можно срежиссировать?
– Как режиссер и человек Никита видел свою жизнь, очевидно, с женщиной, которая была другой, нежели чем я… Равнозначных браков я знаю немного. Например, Ростропович и Вишневская, Плисецкая и Щедрин. Вот и все. Всегда в браке кто-то играет вторую скрипку, и на эту роль должно быть добровольное согласие.
– Внуки называют вас Наной. Часто ли вы видитесь с ними?
– Я все время с ними на связи. Что-то делаю для них. Обсуждаю их проблемы со Степой (сын актрисы – известный ресторатор Степан Михалков. – Ред.). Проблемы у них типичные – возрастные. 15 лет Васе, Пете – 12, они входят в тинейджерский возраст. Самая старшая – Сашенька (ей 20), уже окончила институт и работает. А у мальчиков сложный период. Не слушаются родителей. Я Степану говорю: «Все будет хорошо». Они все замечательные, очень добрые.
– Кем собираются стать ваши внуки?
– Мальчики любят спорт, языки, оба рисуют. Вася вот хочет стать мотоциклистом. Не уверена, что это радует его родителей (смеется.) Не могу сказать, что у них есть на этот период какие-то особые дарования, думаю, это будет известно позже.
Актриса не своей эпохи. Жизнь Анастасии Вертинской в фотографиях
В детстве Анастасия Вертинская хотела стать балериной, а после отказа решила посвятить свою жизнь иностранным языкам. Всё изменилось в 1961 году, когда её пригласили на главную роль в фильме «Алые паруса».Кадр из фильма «Алые паруса», 1961 год
«Алые паруса» стали хитом, а сама Вертинская – звездой уже в 17 лет. Позже актриса заявила, что ненавидит это кино за то, что он «сделал её знаменитой и лишил возможности спокойно ходить по магазинам».Кадр из фильма «Алые паруса», 1961 год
Позже в том же году на экраны вышел ещё один знаменитый фильм с Анастасией Вертинской в главных ролях – «Человек-амфибия». Актриса с энтузиазмом взялась за этот проект и ради съёмок научилась блестяще плавать.Кадр из фильма «Человек-амфибия», 1961 год
Позже актриса снисходительно называла этот проект «банальным фильмом на уровне шлягерной беллетристики», но он укрепил её в статусе звезды всесоюзного масштаба.Кадр из фильма «Человек-амфибия», 1961 год
Ещё будучи студенткой Вертинская снялась ещё в одном кинохите – «Гамлете» Григория Козинцева. В этом фильме она играла вместе с Иннокентием Смоктуновским, Михаилом Названовым и Юрием Толубеевым.Кадр из фильма «Гамлет», 1966 год
Зрители радушно приняли фильм, однако ряд критиков выразил мнение, что образу Офелии не хватало глубины. Тем не менее, со временем работа актрисы была оценена по достоинству, а тогда «Гамлет» принёс ей международную популярность.Кадр из фильма «Гамлет», 1966 год
Успех «Гамлета» сделал Вертинскую одной из самых популярных актрис, но она стремилась к характерным ролям и от многих предложений отказывалась. Так в «Войне и мир» она сыграла эпизодическую роль Лизы Болконской, а в «Анне Карениной» играла Кити Щербацкую.Кадр из фильма «Война и мир», 1968 год
В 1973 году Вертинская добилась в театре того, о чём долгое время мечтала – главный режиссёр Шеффилдского театра Питер Джеймс пригласил её в спектакль «Двенадцатая ночь». Вертинская удачно сыграла Оливию и раскрыла свой яркий комедийный талант.Кадр из телеверсии постановки «Двенадцатая ночь»
В начале 70-х вместе с Олегом Далем и Андреем Мироновым Вертинская сыграла в фильме «Человек на своём месте», после которого наступила шестилетняя пауза – актриса по-прежнему отказывалась меняться ради «ролей сталеварш и общественных работников».Кадр из фильма «Человек на своём месте», 1972 год
Следующим крупным проектом для актрисы стала роль Моны в «Безымянной звезде» в 1978 году. Режиссёр Михаил Козаков позволил Вертинской самой создать образ героини, в результате этот фильм стал для актрисы одним из любимых.Кадр из фильма «Безымянная звезда», 1978 год
В 80-х Вертинская сыграла несколько неоднозначных ролей, в том числе нехарактерных для нее отрицательных персонажей, например, герцогиню в «Житие Дон Кихота и Санчо» и Моргану в «Новых приключениях янки при дворе короля Артура».Кадр из фильма «Новые приключения янки при дворе короля Артура», 1988 год
Вернувшись в Россию, Вертинская сыграла в «Мастере и Маргарите» Юрия Кары, а также блеснула в неожиданном амплуа в «Бременских музыкантах». Она также вела авторские программы на телевидении – «Золотое сечение» и «Другие берега».Кадр из фильма «Мастер и Маргарита», 1994 год
Актриса не своей эпохи. Жизнь Анастасии Вертинской в фотографиях
В детстве Анастасия Вертинская хотела стать балериной, а после отказа решила посвятить свою жизнь иностранным языкам. Всё изменилось в 1961 году, когда её пригласили на главную роль в фильме «Алые паруса».Кадр из фильма «Алые паруса», 1961 год
«Алые паруса» стали хитом, а сама Вертинская – звездой уже в 17 лет. Позже актриса заявила, что ненавидит это кино за то, что он «сделал её знаменитой и лишил возможности спокойно ходить по магазинам».Кадр из фильма «Алые паруса», 1961 год
Позже в том же году на экраны вышел ещё один знаменитый фильм с Анастасией Вертинской в главных ролях – «Человек-амфибия». Актриса с энтузиазмом взялась за этот проект и ради съёмок научилась блестяще плавать.Кадр из фильма «Человек-амфибия», 1961 год
Позже актриса снисходительно называла этот проект «банальным фильмом на уровне шлягерной беллетристики», но он укрепил её в статусе звезды всесоюзного масштаба.Кадр из фильма «Человек-амфибия», 1961 год
Ещё будучи студенткой Вертинская снялась ещё в одном кинохите – «Гамлете» Григория Козинцева. В этом фильме она играла вместе с Иннокентием Смоктуновским, Михаилом Названовым и Юрием Толубеевым.Кадр из фильма «Гамлет», 1966 год
Зрители радушно приняли фильм, однако ряд критиков выразил мнение, что образу Офелии не хватало глубины. Тем не менее, со временем работа актрисы была оценена по достоинству, а тогда «Гамлет» принёс ей международную популярность.Кадр из фильма «Гамлет», 1966 год
Успех «Гамлета» сделал Вертинскую одной из самых популярных актрис, но она стремилась к характерным ролям и от многих предложений отказывалась. Так в «Войне и мир» она сыграла эпизодическую роль Лизы Болконской, а в «Анне Карениной» играла Кити Щербацкую.Кадр из фильма «Война и мир», 1968 год
В 1973 году Вертинская добилась в театре того, о чём долгое время мечтала – главный режиссёр Шеффилдского театра Питер Джеймс пригласил её в спектакль «Двенадцатая ночь». Вертинская удачно сыграла Оливию и раскрыла свой яркий комедийный талант.Кадр из телеверсии постановки «Двенадцатая ночь»
В начале 70-х вместе с Олегом Далем и Андреем Мироновым Вертинская сыграла в фильме «Человек на своём месте», после которого наступила шестилетняя пауза – актриса по-прежнему отказывалась меняться ради «ролей сталеварш и общественных работников».Кадр из фильма «Человек на своём месте», 1972 год
Следующим крупным проектом для актрисы стала роль Моны в «Безымянной звезде» в 1978 году. Режиссёр Михаил Козаков позволил Вертинской самой создать образ героини, в результате этот фильм стал для актрисы одним из любимых.Кадр из фильма «Безымянная звезда», 1978 год
В 80-х Вертинская сыграла несколько неоднозначных ролей, в том числе нехарактерных для нее отрицательных персонажей, например, герцогиню в «Житие Дон Кихота и Санчо» и Моргану в «Новых приключениях янки при дворе короля Артура».Кадр из фильма «Новые приключения янки при дворе короля Артура», 1988 год
Вернувшись в Россию, Вертинская сыграла в «Мастере и Маргарите» Юрия Кары, а также блеснула в неожиданном амплуа в «Бременских музыкантах». Она также вела авторские программы на телевидении – «Золотое сечение» и «Другие берега».Кадр из фильма «Мастер и Маргарита», 1994 год
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.