«Для меня Никита - родной человек. А было время, когда на плече у подруги я всхлипывала: «Ах, он подлец!»
Глядя сегодня на Анастасию Вертинскую, понимаешь: время не властно над этой женщиной. Чёртики в глазах, красота, задор, юный голос. Накануне юбилея, который народная артистка отпразнует 19 декабря, звезда и кумир нескольких поколений зрителей рассказала «АиФ» о своей жизни.
«Две стервы»
Ольга Шаблинская, «АиФ»: Александр Вертинский - легендарный поэт и исполнитель, о нём много написано... Но наверняка дочь знает нечто такое, что никто не знает...
- Папа как был идеалистом, так и оставался им всю жизнь. Однажды, сидя за столом и глядя на нас с сестрой очень внимательно, сказал жене (картавит): «Лилечка, дорогая, тебе не кажется, что мы воспитываем наших двух стерв не как советских гражданок?» А мы воспитывались боннами. Ходили в красивых платьях. Вот тут-то нас с Машей и отправили в пионерский лагерь. У каждой было по немецкому чемодану - рыжему такому, на ремнях... Нам положили тёплые гамаши, шарфики, гольфы, блузки, чистенькие воротнички - для линейки... Когда вернулись, был один фибровый чемодан на двоих. В нём лежало два предмета: застиранная майка с меткой «Коля К» и сатиновые шаровары, где было вышито «4-ый отряд». Папа встречал нас в пиджаке и в бабочке, мама тоже была при полном параде. Мы ввалились, страшно расчёсывая головы, - у нас были вши. Не поздоровавшись, обматерив родителей, пробрались в кухню и сожрали котлеты, хватая их руками со сковородки. Папа остолбенел. Потом ушёл в кабинет. Из-за закрытых дверей доносились мамины всхлипывания и шёпот... Нас опять отдали воспитывать боннам. Только было уже поздно. (Улыбается.) Папа нас обожал. При отце нельзя было нас пороть (а бабушка нас иногда порола): он хватался за валидол. Ему становилось физически плохо.
- А вы били сына - известного сейчас ресторатора Степана Михалкова?
- Стёпа... Он был тяжёлый ребёнок. Если бы я знала, что из него вырастет такой чудесный мальчик, я бы не «строила» его так со школы. Стёпик благодарен мне, что я его порой тоже порола. А я себе простить этого не могу... Понимаете... Я его растила одна. И была то за папу, то за маму. То безумно баловала, то «закручивала гайки»...
- Вас вызывали в школу?
- В школы. Нас ведь всё время... (Делает рукой «выметающее» движение.) Я боялась двора, боялась, что он начнёт курить или пить. Всё время его проверяла: «Ты курил? Дыхни». А Стёпа не курил. Просто не учился. Они с Федей Бондарчуком не самые были лучшие персонажи в школе. Ирина Константиновна Скобцева звонила мне в ужасном возмущении, когда что-то в очередной раз происходило, считала, во всём виноват Стёпа. Потом мы это с ней забыли, конечно.
В детстве врала и...
- А почему вы не позвонили Никите Михалкову? Мол, ты отец, подействуй на него.
- Я терпела долго, до 18 Стёпиных лет. А потом позвонила Никите и сказала: больше не могу справиться с сыном. Он очень обрадовался. И отправил его на три года в армию. Стёпа был в восторге: «Папа отдал долг Родине - и я поеду отдавать». Отдавал долг в погранвойсках Морфлота на Камчатке. Служил в Находке, где находится атомный реактор. Ходили слухи: в каком-то году там что-то взорвалось и сейчас тоже не в порядке... Я ночами не спала все три года. Каждую секунду казалось: с сыном может что-то произойти. Он вернулся совершенно другим. Сразу же захотел себя реализовать.
Если бы пришлось повторить всё заново, ни за что сына не наказывала бы. Только когда приобретаешь внуков, понимаешь, какая ты была дура, что была строга с ребёнком. Вообще-то мальчик должен хулиганить, понимаете? Да, наверное, и девочка! Ведь наступает возраст, когда они хотят всё нарушить. Я, например, тоже в детстве и врала, и воровала.
- Вот уж не ожидала от вас такое услышать!
- У папы были очень длинные руки, ему портные шили индивидуальные пальто, с глубокими карманами. И на дне всегда, как грузило, лежала мелочь... Я вставала раньше всех и шла из спальни в прихожую - выгребать эти монеты. У меня были отмечены крестиками те половицы, которые не скрипели. Представляете, какая изощрённость? И я тырила у него эту мелочь... Сердце было в пятках... Мне казалось, что, если сейчас встанет бабушка и меня застанут за этим преступлением, меня расстреляют. У папы, правда, хватало ума не ругать меня. За обедом он говорил (картавит): «Вчера какая-то воровка украла у меня всю мелочь. Вы не знаете, кто это?» Я, глядя честными глазами, говорила: «Нет».
Срежиссировать любовь
- Меня всегда поражает, Анастасия Александровна, как вы говорите о Никите Сергеевиче Михалкове. С огромным добром. Как будто это не бывший муж, а друг.
- Свою прошедшую жизнь видишь будто в бинокль перевёрнутый... У меня в памяти ластик, который стёр всё это. Стёр, потому что оба помудрели, оба поняли: для чего-то Господь свёл нас. Время смыло следы страданий. Я благодарна Никите, что у меня есть сын. Что у меня есть такая семья. Для меня Никита - родной человек. А было время, когда на плече у подруги я всхлипывала: «Ах, он подлец!» Но это не значит, что он подлец. Правда! Это просто такое время было - молодости, любви, максимализма, разочарования. Ты думала, что брак - это одно. Оказалось, что это совсем другое. Мы вообще были очень молоды, когда поженились. И когда развелись - тоже. Я была совершенно одержима своей профессией. Это сейчас я вам могу рассказывать о ней снисходительно. Но тогда... Я была похожа на сумасшедшую. Мне хотелось только работать, доказывать в «Современнике», что я могу играть Любу со стройки... Я несла на этот алтарь всё. Если у меня были разрывы любовные, думала: «О-о, как хорошо! Я сегодня в четвёртом акте Нину Заречную знаешь, как сыграю! Я теперь понимаю, как себя чувствует женщина в этой ситуации».
А возвращаясь к браку с Никитой... Никто из нас друг другу не сделал зла. Никита - потрясающий человек, талантливейший. Добрейший. Не было ни одной просьбы, в которой он бы мне отказал. Как-то сидели с ним на дне рождения у Стёпы, вспоминали наши студенческие годы и так хохотали! Мы учились на одном курсе в Театральном институте им. Щукина. Никитон - так я его называла - в молодости был таким же, как его герой в «Я шагаю по Москве». Лёгкий, улыбающийся, шебутной. С самого начала человек нон-стоп, всё время что-то придумывал, что-то сочинял. Мне кажется, что и личную жизнь свою он хотел со мной срежиссировать. Так, как он срежиссировал её потом с Татьяной.
Знаете, то, что я не замужем, - это компенсация за мою успешную биографию. Господь сказал: «Знаешь что, милая? Уже успокойся ты со своими мужьями, давай-ка вот так живи». И это надо вовремя услышать. Знаете, когда люди рассуждают об одиночестве, скуке, мне даже стыдно: не знаю, что сказать. Какое может быть одиночество у творческого человека? Если одиночество - это такой ужас, тогда как же поэт пишет свои стихи? На демонстрации, что ли? Ведь дома находиться одной - не значит вязать или смотреть телевизор. Нет, ты наконец попадаешь в своё пространство, в тишину. Важно, что у тебя есть территория независимости. Я очень рано поняла: для меня это нектар. Для меня зависимость невыносима. Всё ведь есть! Хочешь во внуков что-то вложить - езжай к ним, общайся с радостью. Хочешь с сыном, с друзьями увидеться - пожалуйста! Но это будет твой выбор, а не обязанность. Так что я свою свободу ни за что не отдам. Я её охраняю, как часовой - Мавзолей. (Смеётся.)
Актриса не своей эпохи. Жизнь Анастасии Вертинской в фотографиях
В детстве Анастасия Вертинская хотела стать балериной, а после отказа решила посвятить свою жизнь иностранным языкам. Всё изменилось в 1961 году, когда её пригласили на главную роль в фильме «Алые паруса».Кадр из фильма «Алые паруса», 1961 год
«Алые паруса» стали хитом, а сама Вертинская – звездой уже в 17 лет. Позже актриса заявила, что ненавидит это кино за то, что он «сделал её знаменитой и лишил возможности спокойно ходить по магазинам».Кадр из фильма «Алые паруса», 1961 год
Позже в том же году на экраны вышел ещё один знаменитый фильм с Анастасией Вертинской в главных ролях – «Человек-амфибия». Актриса с энтузиазмом взялась за этот проект и ради съёмок научилась блестяще плавать.Кадр из фильма «Человек-амфибия», 1961 год
Позже актриса снисходительно называла этот проект «банальным фильмом на уровне шлягерной беллетристики», но он укрепил её в статусе звезды всесоюзного масштаба.Кадр из фильма «Человек-амфибия», 1961 год
Ещё будучи студенткой Вертинская снялась ещё в одном кинохите – «Гамлете» Григория Козинцева. В этом фильме она играла вместе с Иннокентием Смоктуновским, Михаилом Названовым и Юрием Толубеевым.Кадр из фильма «Гамлет», 1966 год
Зрители радушно приняли фильм, однако ряд критиков выразил мнение, что образу Офелии не хватало глубины. Тем не менее, со временем работа актрисы была оценена по достоинству, а тогда «Гамлет» принёс ей международную популярность.Кадр из фильма «Гамлет», 1966 год
Успех «Гамлета» сделал Вертинскую одной из самых популярных актрис, но она стремилась к характерным ролям и от многих предложений отказывалась. Так в «Войне и мир» она сыграла эпизодическую роль Лизы Болконской, а в «Анне Карениной» играла Кити Щербацкую.Кадр из фильма «Война и мир», 1968 год
В 1973 году Вертинская добилась в театре того, о чём долгое время мечтала – главный режиссёр Шеффилдского театра Питер Джеймс пригласил её в спектакль «Двенадцатая ночь». Вертинская удачно сыграла Оливию и раскрыла свой яркий комедийный талант.Кадр из телеверсии постановки «Двенадцатая ночь»
В начале 70-х вместе с Олегом Далем и Андреем Мироновым Вертинская сыграла в фильме «Человек на своём месте», после которого наступила шестилетняя пауза – актриса по-прежнему отказывалась меняться ради «ролей сталеварш и общественных работников».Кадр из фильма «Человек на своём месте», 1972 год
Следующим крупным проектом для актрисы стала роль Моны в «Безымянной звезде» в 1978 году. Режиссёр Михаил Козаков позволил Вертинской самой создать образ героини, в результате этот фильм стал для актрисы одним из любимых.Кадр из фильма «Безымянная звезда», 1978 год
В 80-х Вертинская сыграла несколько неоднозначных ролей, в том числе нехарактерных для нее отрицательных персонажей, например, герцогиню в «Житие Дон Кихота и Санчо» и Моргану в «Новых приключениях янки при дворе короля Артура».Кадр из фильма «Новые приключения янки при дворе короля Артура», 1988 год
Вернувшись в Россию, Вертинская сыграла в «Мастере и Маргарите» Юрия Кары, а также блеснула в неожиданном амплуа в «Бременских музыкантах». Она также вела авторские программы на телевидении – «Золотое сечение» и «Другие берега».Кадр из фильма «Мастер и Маргарита», 1994 год
Актриса не своей эпохи. Жизнь Анастасии Вертинской в фотографиях
В детстве Анастасия Вертинская хотела стать балериной, а после отказа решила посвятить свою жизнь иностранным языкам. Всё изменилось в 1961 году, когда её пригласили на главную роль в фильме «Алые паруса».Кадр из фильма «Алые паруса», 1961 год
«Алые паруса» стали хитом, а сама Вертинская – звездой уже в 17 лет. Позже актриса заявила, что ненавидит это кино за то, что он «сделал её знаменитой и лишил возможности спокойно ходить по магазинам».Кадр из фильма «Алые паруса», 1961 год
Позже в том же году на экраны вышел ещё один знаменитый фильм с Анастасией Вертинской в главных ролях – «Человек-амфибия». Актриса с энтузиазмом взялась за этот проект и ради съёмок научилась блестяще плавать.Кадр из фильма «Человек-амфибия», 1961 год
Позже актриса снисходительно называла этот проект «банальным фильмом на уровне шлягерной беллетристики», но он укрепил её в статусе звезды всесоюзного масштаба.Кадр из фильма «Человек-амфибия», 1961 год
Ещё будучи студенткой Вертинская снялась ещё в одном кинохите – «Гамлете» Григория Козинцева. В этом фильме она играла вместе с Иннокентием Смоктуновским, Михаилом Названовым и Юрием Толубеевым.Кадр из фильма «Гамлет», 1966 год
Зрители радушно приняли фильм, однако ряд критиков выразил мнение, что образу Офелии не хватало глубины. Тем не менее, со временем работа актрисы была оценена по достоинству, а тогда «Гамлет» принёс ей международную популярность.Кадр из фильма «Гамлет», 1966 год
Успех «Гамлета» сделал Вертинскую одной из самых популярных актрис, но она стремилась к характерным ролям и от многих предложений отказывалась. Так в «Войне и мир» она сыграла эпизодическую роль Лизы Болконской, а в «Анне Карениной» играла Кити Щербацкую.Кадр из фильма «Война и мир», 1968 год
В 1973 году Вертинская добилась в театре того, о чём долгое время мечтала – главный режиссёр Шеффилдского театра Питер Джеймс пригласил её в спектакль «Двенадцатая ночь». Вертинская удачно сыграла Оливию и раскрыла свой яркий комедийный талант.Кадр из телеверсии постановки «Двенадцатая ночь»
В начале 70-х вместе с Олегом Далем и Андреем Мироновым Вертинская сыграла в фильме «Человек на своём месте», после которого наступила шестилетняя пауза – актриса по-прежнему отказывалась меняться ради «ролей сталеварш и общественных работников».Кадр из фильма «Человек на своём месте», 1972 год
Следующим крупным проектом для актрисы стала роль Моны в «Безымянной звезде» в 1978 году. Режиссёр Михаил Козаков позволил Вертинской самой создать образ героини, в результате этот фильм стал для актрисы одним из любимых.Кадр из фильма «Безымянная звезда», 1978 год
В 80-х Вертинская сыграла несколько неоднозначных ролей, в том числе нехарактерных для нее отрицательных персонажей, например, герцогиню в «Житие Дон Кихота и Санчо» и Моргану в «Новых приключениях янки при дворе короля Артура».Кадр из фильма «Новые приключения янки при дворе короля Артура», 1988 год
Вернувшись в Россию, Вертинская сыграла в «Мастере и Маргарите» Юрия Кары, а также блеснула в неожиданном амплуа в «Бременских музыкантах». Она также вела авторские программы на телевидении – «Золотое сечение» и «Другие берега».Кадр из фильма «Мастер и Маргарита», 1994 год
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.