Иногда просто поражаешься известным людям — поднявшись на определенную ступень, они совершенно теряют связь с народом, благодаря которому приобрели славу, влияние, богатство. И вместо того, чтобы проявить такт и уважение, они совершают вещи, за которые стыдно. Стыдно нам, но не им.
«Если бы я не хотела ничего комментировать, я бы молчала»
Певица Лайма Вайкуле на концерте в литовской Паланге решила порадовать публику не только проверенными хитами, но и демонстрацией своей политической позиции. На сцену артистка вышла с флагом Украины. Свои действия Вайкуле пояснила так: «А как же иначе? Я гражданка Латвии, наша политика и позиция ясны. Если бы я не хотела ничего комментировать, я бы молчала». Также певица сказала, что не планирует выступать в России, так как не понимает, как это можно делать с «эмоциональной» точки зрения.
И все бы ничего, если бы история успеха Вайкуле не была на сто процентов привязана к всему советскому и русскому.
Дочь рабочего и продавщицы, юная Лайма планировала поначалу совсем другой путь — после восьми классов поступила в медучилище, совмещая учебу с занятиями в самодеятельности.
Там ее увидел Раймонд Паулс, сделавший ее солисткой оркестра Рижского радио и телевидения. Но до настоящего взлета было еще далеко. Юная Лайма гастролировала по ресторанам Черноморского побережья, а затем стала певицей варьете в Юрмале. Да, Латвийской ССР были позволены вольности, которые не допускались для других союзных республик.
Из варьете — на Центральное ТВ
В середине 1980-х певицу варьете стали приглашать для участия в съемках передач Центрального телевидения с песнями на латышском, однако добраться до известности других прибалтийских исполнителей у Вайкуле не получалось.
Все изменилось, когда свой взор на Лайму направил великий и могучий поэт-песенник Илья Резник, создавший для певицы ее первые хиты на русском языке — «Ночной костер», «Вернисаж», «Еще не вечер».
А после того как Вайкуле показали во время концерта Паулса по Центральному телевидению, она стала настоящей звездой.
В биографии на сайте Лаймы говорится о ее «несоветском» образе. Вот только создать и представить его публике «несоветская» певица могла только с вышестоящего одобрения, и оно, как ни странно, было получено.
Надо заметить, что часть прибалтийских исполнителей после развала СССР в Россию больше не приезжали и на русском не пели — из принципиальных соображений. А вот Лайма, схватившая свою птицу удачи на излете советской эпохи, и не думала так поступать. Потому что категорически не хотела быть «первой девушкой» в весьма ограниченных условиях независимой латвийской «деревни».
Культура двуличия
Певица продолжала выдавать хиты на русском, постоянно гастролировала по нашей стране, регулярно появлялась на больших сборных концертах, без нее не обходились новогодние шоу. Россияне относились к Лайме с теплотой, и она, казалось, отвечала тем же. Но, как выясняется, так только казалось.
Вайкуле в интервью заявляла, что в республике у русских вообще нет никаких проблем — словно никогда не слышала о статусе «неграждан», закрытии русских школ, латвийской «языковой полиции» и тому подобных вещах.
Когда фестиваль «Новая волна» вынужден был уйти из Юрмалы, так как часть российских артистов официальная Рига внесла в «черный список», Лайма, которая была постоянной гостьей «Волны», немедленно на том же месте создала свой — ну не пропадать же добру?
В России ей прощали все, включая откровения о том, что в Крым она ни ногой ни за какие деньги. И в итоге получили Вайкуле, машущую на сцене флагом Украины.
Кому это нужно?
Но что, собственно, поддерживает латвийская певица? Нынешний киевский режим ввел языковые квоты на радио и телевидении, призванные в том числе сократить до минимума звучание в эфире песен на русском языке. А ведь Вайкуле на всем постсоветском пространстве, в том числе и на Украине, любили не за хиты времен юрмальского варьете, а за «Вернисаж» и иже с ним, то есть за творчество на русском. Для чего же плевать в колодец, из которого пила все лучшие годы?
Но Лайма, похоже, за более чем три десятка лет привыкла к тому, что русская публика незлобива и готова практически все понять и простить. И если с большими концертами после таких выходок могут быть проблемы, то договориться о корпоративе для состоятельных людей с паспортами РФ можно всегда.
Наверное, проблема в том, что мы, в отличие от пушкинского «дяди самых честных правил», никак не научимся заставлять себя уважать. Оттого и расцветает буйным цветом в культурном пространстве нечто паразитическое.