Сергей Грачёв, «АиФ»: Владимир Михайлович, вы не просто прожили большую жизнь - вы стали уникальным свидетелем огромной и очень непростой части нашей истории. Родились при Николае II, живёте при Путине… Понятно, что, как и на многих советских людей, особый отпечаток на вас отложила война. А кроме войны какие периоды, события нашей истории оказались для вас наиболее удивительными?
- Пожалуй, первое событие, которое удивило меня в осознанном возрасте, - это смерть Ленина. Мне тогда было 9 лет. Я был уверен, что такие люди, как Ленин, которого все боготворили, не умирают.
Досье
Владимир Зельдин.
Родился в 1915 г. в г. Козлове (Тамбовская губерния). Является старейшим в мире действующим актёром. 70 лет играет на сцене Центрального академического театра Российской армии. Народный артист СССР. Женат в третий раз.
Крайне удивительным для меня оказался период НЭПа. Для меня, для всех простых граждан это было огромное, фантастическое событие. До этого пустые полки магазинов вдруг стали ломиться от продуктов, причём отечественных. Зерно, картофель тогда в больших объёмах продавали за рубеж. Червонец был золотой. Казалось, ещё немного - и наступит утопия, всеобщее счастье. Что мы на самом деле будем жить в самой лучшей стране на свете. К сожалению, сказки наяву не бывает… Народ, находясь в эйфории, не задумывался об элементарных вещах. Не думали о том, что жируют-то они во многом благодаря тем, кого они презрительно называют «кулаками», «буржуями». А это ведь были просто работящие мужики с головой на плечах. Они не водку пили, а делом занимались. Но как это часто бывает, отрезвление пришло быстро… Всё изменилось с началом коллективизации. И шла она не так просто и гладко, как о том тогда писали в газетах, и даже не так, как это пытаются порой представлять сегодня.
- Кстати, на советский период истории сегодня навешивают много ярлыков, обвиняют советский народ и власть во всевозможных грехах… Что вы думаете по этому поводу?
- Я до мозга костей советский человек, поэтому мне сложно судить. Мы искренне верили в светлое будущее, в то, что будем жить при коммунизме. Мы искренне были влюблены в своё Отечество. Мы безропотно переживали холод, голод и прочие трудности, сопровождавшие становление и рост Советской империи. Даже в самые трудные времена мы ничего не вырывали друг у друга из рук. Это правда. Мы не стремились к обогащению, к какому-то комфорту. Интересы страны были для нас на первом месте. Может быть, я драматизирую, идеализирую, но у меня есть ощущение, что советское поколение людей было более законопослушным. И люди были добрее друг к другу.
- Известно, что, когда началась Великая Отечественная война, вы снимались у Пырьева в картине «Свинарка и пастух». Съёмки тогда свернули, однако вскоре их каким-то чудесным образом возобновили. Как так получилось?
- Это было распоряжение Сталина: во что бы то ни стало закончить картину. Что бы там ни говорили сегодня про Иосифа Виссарионовича, но он был человеком очень погружённым в культурные процессы страны. Он переписывался с Пастернаком, Булгаковым, добился возвращения в Москву Горького, часто ходил в театры... Далеко не все наши лидеры уделяли столько внимания культурной жизни страны.
А живьём я Сталина видел только на трибуне Мавзолея. Видел Луначарского, Молотова, да много кого... Но из всех ныне уже исторических фигур, которые так или иначе встречались на моём жизненном пути, особое впечатление на меня почему-то произвёл Маяковский - он выступал перед нами в институте. Мощный, красивый, остроумный. Удивительная личность! Таких мало...
Экономика Пушкина
- А что вы думаете о нынешнем времени? Вам в нём комфортно?
- Знаете, я хорошо помню Москву без машин. Помню, как вместо такси извозчики ездили. Ну и несколько трамваев ещё ходило. Никаких телефонов, телевидения, компьютеров, Интернета… И вот прогресс шагнул далеко вперёд. Но, по моим ощущениям, вместе с этим что-то изменилось в самом человеке, причём не в лучшую сторону. Люди стали жёстче. Даже не просто жёсткими, а жестокими по отношению к окружающим. Почему это произошло? Загадка… Я смотрю на то, что происходит на Украине, и со своим столетним опытом жизни не могу понять, как такое возможно. Мы прошли через такие войны, мы столько людей потеряли... Почему же мы так быстро забываем об этом?! Нет у меня ответа…
Мне очень понравились слова нашего президента, которые он произнёс, посетив русское кладбище во Франции. Он сказал тогда примерно следующее: «На этом кладбище мы все дети одной матери - России». По-моему, очень правильные, глубокие слова. И нам, братским народам, не стоило бы их забывать.
Я понимаю, что многим сегодня живётся нелегко. Но в то же время мне порой странно слышать, что мы переживаем какие-то совсем уж жуткие, страшные времена. Видал я времена и похлеще… А что до всех этих кризисов, то как-то однажды я от Александра Пороховщикова, царствие ему небесное, с удивлением узнал, что у Пушкина, оказывается, есть труды по экономике. И вот сейчас я думаю: может, нашим экономистам стоит эти труды найти и почитать? Если талантливый человек талантлив во всём, то, может, он давно уже написал и все сценарии выхода из сегодняшнего кризиса? (Смеётся.)
«100 лет, или Танцы со временем». Лучшие роли Владимира Зельдина
Советский и российский актер театра и кино, народный артист СССР Владимир Михайлович Зельдин родился 10 февраля (по старому стилю — 28 января) 1915 года в городе Козлове (ныне Мичуринск) Тамбовской области. Его отец, Михаил Евгеньевич Зельдин, был музыкантом, дирижером, военным капельмейстером, создателем и руководителем музыкальной школы в Твери. Мать Анна Николаевна Попова работала школьной учительницей.«Семья Оппенгейм». 1938 год.
В кино актер дебютировал в 1939 году в картине Григория Рошаля «Семья Оппенгейма», но известность получил, когда снялся в главной роли в фильме Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» (1941 год). Во время съемок этого фильма началась война, и Зельдин получил повестку с направлением в танковое училище, но меньше чем через месяц вышел приказ о продолжении съемок и возвращении всех мужчин, занятых в фильме, на «Мосфильм» с выдачей брони. По окончании съемок Владимир Михайлович уехал вместе с киностудией «Мосфильм» в эвакуацию в Алма-Ату. «Свинарка и пастух». 1938 год.
Во время войны Зельдин часто ездил на фронт, выступая в концертных бригадах. В 1941-1943 годах Зельдин служил в Русском драматическом театре в Алма-Ате. В 1943 году актер вернулся в Москву, где продолжил работу в Театре транспорта.«Иван Грозный». 1944 год.
С 1945 года Владимир Зельдин работает в Центральном театре Советской Армии (ныне Центральный академический театр Российской армии). В январе 1946 года Владимир Зельдин дебютировал в роли Альдемаро в спектакле Владимира Канцеля «Учитель танцев» по пьесе Лопе де Вега. Дебют оказался феерическим, а сам спектакль более чем успешным. Исполнение Зельдиным этой роли стало образцом профессионального мастерства для артистов нескольких поколений.«Сказание о земле Сибирской». 1944 год.
После одного из спектаклей «Учитель танцев» к нему в гримерку заходила поблагодарить Анна Ахматова, и с этим же спектаклем связан единственный режиссерский опыт артиста, когда Владимир Зельдин сам подготовил молодежный состав во главе с Федором Чеханковым и «передал» спектакль по наследству.«Карнавальная ночь». 1956 год.
Также Зельдин с не меньшим успехом исполнил роли в спектаклях «Укрощение строптивой», «Последние рубежи», «За тех, кто в море», «Песня о черноморцах», «Замужняя невеста», «Деревья умирают стоя» и других.«Укрощение строптивой». 1961 год.
В настоящее время занят в постановках Театра Армии: «Человек из Ламанчи», «Давным-давно», «Танцы с учителем», «Приглашение в замок».«Неоконченная симфония». 1968 год.
Зельдин снялся в более 40 фильмах, среди которых «Карнавальная ночь», «Сказание о земле Сибирской», «Дядя Ваня», «Тридцать первое июня», «Женщина в белом», «Тайна "Черных дроздов"», «Десять негритят», «Дуэнья», «Принцесса на горошине»…«Дядя Ваня». 1970 год.
Вместе с бригадой артистов театра Владимир Зельдин не раз выезжал в Афганистан, выступая там перед российскими солдатами. Его концерты проходили в Чернобыле и в других «горячих» точках страны.«Миссия в Кабуле». 1970 год.
Владимир Зельдин — Народный артист СССР (1975 год), лауреат Государственной премии СССР (1951 год), премии Фонда Станиславского (1995 год), премии «Кинотавр» (1995 год), премии «Кумир» (2000 год), театральной премии «Хрустальная Турандот» (2001 и 2005 годы). Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1968 год и 1980 год), орденом Дружбы Народов (1995 год). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».«Блокада». 1974-1977 годы.
В 2010 году за выдающийся вклад в развитие театрального искусства и кино, многолетнюю и плодотворную творческую деятельность Зельдину была вручена Московская премия «Легенда века».«Полковник в отставке». 1975 год.
Имя Владимира Зельдина занесено в Книгу рекордов Гиннесса, как единственного в мире артиста, выходящего на сцену в столь почтенном возрасте.«Принцесса на горошине». 1976 год.
Владимир Зельдин женат. Супруга – Иветта Евгеньевна Капралова, журналист, работник культуры.«31 июня». 1978 год.
Премьерой отметит 10 февраля 100-летний юбилей патриарх российской сцены и экрана, народный артист СССР Владимир Зельдин.«Дуэнья». 1978 год.
В этот вечер прославленный именинник выступит перед зрителями родного Центрального академического театра Российской армии (ЦАТРА) в специально поставленном для него представлении под названием «100, или Танцы со временем».«Инспектор Гулл». 1979 год.
7 октября 2013 года принял участие в эстафете олимпийского огня, проходящей в Москве, став самым возрастным факелоносцем за всю историю олимпиад. Правда рекорд был побит 7 декабря в Новосибирске, когда факел пронёс 101-летний житель Александр Каптаренко.«Десять негритят». 1987 год.
Феномен своего человеческого и творческого долголетия Зельдин объясняет просто. «Я точно знаю, - говорит он, - если Бог хранит меня, значит, я еще не все сделал». А по поводу лучшего подарка к вековому юбилею афористично замечает: «В 100 лет самая дорогая награда – жизнь».«Сваты-5». 2011 год.
«100 лет, или Танцы со временем». Лучшие роли Владимира Зельдина
Советский и российский актер театра и кино, народный артист СССР Владимир Михайлович Зельдин родился 10 февраля (по старому стилю — 28 января) 1915 года в городе Козлове (ныне Мичуринск) Тамбовской области. Его отец, Михаил Евгеньевич Зельдин, был музыкантом, дирижером, военным капельмейстером, создателем и руководителем музыкальной школы в Твери. Мать Анна Николаевна Попова работала школьной учительницей.«Семья Оппенгейм». 1938 год.
В кино актер дебютировал в 1939 году в картине Григория Рошаля «Семья Оппенгейма», но известность получил, когда снялся в главной роли в фильме Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» (1941 год). Во время съемок этого фильма началась война, и Зельдин получил повестку с направлением в танковое училище, но меньше чем через месяц вышел приказ о продолжении съемок и возвращении всех мужчин, занятых в фильме, на «Мосфильм» с выдачей брони. По окончании съемок Владимир Михайлович уехал вместе с киностудией «Мосфильм» в эвакуацию в Алма-Ату. «Свинарка и пастух». 1938 год.
Во время войны Зельдин часто ездил на фронт, выступая в концертных бригадах. В 1941-1943 годах Зельдин служил в Русском драматическом театре в Алма-Ате. В 1943 году актер вернулся в Москву, где продолжил работу в Театре транспорта.«Иван Грозный». 1944 год.
С 1945 года Владимир Зельдин работает в Центральном театре Советской Армии (ныне Центральный академический театр Российской армии). В январе 1946 года Владимир Зельдин дебютировал в роли Альдемаро в спектакле Владимира Канцеля «Учитель танцев» по пьесе Лопе де Вега. Дебют оказался феерическим, а сам спектакль более чем успешным. Исполнение Зельдиным этой роли стало образцом профессионального мастерства для артистов нескольких поколений.«Сказание о земле Сибирской». 1944 год.
После одного из спектаклей «Учитель танцев» к нему в гримерку заходила поблагодарить Анна Ахматова, и с этим же спектаклем связан единственный режиссерский опыт артиста, когда Владимир Зельдин сам подготовил молодежный состав во главе с Федором Чеханковым и «передал» спектакль по наследству.«Карнавальная ночь». 1956 год.
Также Зельдин с не меньшим успехом исполнил роли в спектаклях «Укрощение строптивой», «Последние рубежи», «За тех, кто в море», «Песня о черноморцах», «Замужняя невеста», «Деревья умирают стоя» и других.«Укрощение строптивой». 1961 год.
В настоящее время занят в постановках Театра Армии: «Человек из Ламанчи», «Давным-давно», «Танцы с учителем», «Приглашение в замок».«Неоконченная симфония». 1968 год.
Зельдин снялся в более 40 фильмах, среди которых «Карнавальная ночь», «Сказание о земле Сибирской», «Дядя Ваня», «Тридцать первое июня», «Женщина в белом», «Тайна "Черных дроздов"», «Десять негритят», «Дуэнья», «Принцесса на горошине»…«Дядя Ваня». 1970 год.
Вместе с бригадой артистов театра Владимир Зельдин не раз выезжал в Афганистан, выступая там перед российскими солдатами. Его концерты проходили в Чернобыле и в других «горячих» точках страны.«Миссия в Кабуле». 1970 год.
Владимир Зельдин — Народный артист СССР (1975 год), лауреат Государственной премии СССР (1951 год), премии Фонда Станиславского (1995 год), премии «Кинотавр» (1995 год), премии «Кумир» (2000 год), театральной премии «Хрустальная Турандот» (2001 и 2005 годы). Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1968 год и 1980 год), орденом Дружбы Народов (1995 год). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».«Блокада». 1974-1977 годы.
В 2010 году за выдающийся вклад в развитие театрального искусства и кино, многолетнюю и плодотворную творческую деятельность Зельдину была вручена Московская премия «Легенда века».«Полковник в отставке». 1975 год.
Имя Владимира Зельдина занесено в Книгу рекордов Гиннесса, как единственного в мире артиста, выходящего на сцену в столь почтенном возрасте.«Принцесса на горошине». 1976 год.
Владимир Зельдин женат. Супруга – Иветта Евгеньевна Капралова, журналист, работник культуры.«31 июня». 1978 год.
Премьерой отметит 10 февраля 100-летний юбилей патриарх российской сцены и экрана, народный артист СССР Владимир Зельдин.«Дуэнья». 1978 год.
В этот вечер прославленный именинник выступит перед зрителями родного Центрального академического театра Российской армии (ЦАТРА) в специально поставленном для него представлении под названием «100, или Танцы со временем».«Инспектор Гулл». 1979 год.
7 октября 2013 года принял участие в эстафете олимпийского огня, проходящей в Москве, став самым возрастным факелоносцем за всю историю олимпиад. Правда рекорд был побит 7 декабря в Новосибирске, когда факел пронёс 101-летний житель Александр Каптаренко.«Десять негритят». 1987 год.
Феномен своего человеческого и творческого долголетия Зельдин объясняет просто. «Я точно знаю, - говорит он, - если Бог хранит меня, значит, я еще не все сделал». А по поводу лучшего подарка к вековому юбилею афористично замечает: «В 100 лет самая дорогая награда – жизнь».«Сваты-5». 2011 год.
- В одном из своих интервью вы сказали, что самым тяжёлым испытанием для вас стала даже не Великая Отечественная война, а война Гражданская. Как считаете, в нынешних условиях повторение братоубийственной резни возможно?
- (Задумывается.) Я не знаю… Моё поколение столько пережило, что я о повторении подобных вещей ни думать, ни теоретически рассуждать не хочу. Не дай бог… Хочется тишины. И мы должны сделать всё, чтобы эту тишину, какую-никакую терпимость друг к другу сохранить. Ну что мы, полок пустых, что ли, не видели? В очередях не стояли? Картошку своими руками не сажали?
Я знаю и уверен в одном - примирить и сплотить людей способна культура. Это не пустые слова. Это правда. И когда государственные умы делят бюджет, в первую очередь они должны думать о культуре. Как сказал академик Лихачёв: «Культура - это душа нации». Высокий уровень культуры в обществе способен победить коррупцию, халатность, преступность и прочие неприятные явления.
Но при всём этом, как это сейчас ни парадоксально прозвучит, с некоторыми преступными элементами надо бы обходиться построже. Я миролюбивый человек, но в каких-то случаях я, например, поддерживаю введение смертной казни. Может, я не прав, но это моё мнение как обывателя, гражданина, который прожил в этой стране 100 лет.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.