Примерное время чтения: 7 минут
1278

Алексей Балабанов: «Не врать народу! Это первое условие процветания страны»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. Каких сюрпризов нам ждать от весны? 25/02/2009

«Главное отличие людей, живших в дореволюционной России, от нас, живущих сегодня, - невероятное, огромное человеческое достоинство. Мы потеряли это качество», - считает известный режиссёр Алексей Балабанов.Последним фильмом режиссера стал «Морфий», снятый по мотивам рассказов М. Булгакова.

Эпидемия алкоголизма

- Алексей, для России одной из самых острых проблем всегда была проблема алкоголизма. Сегодня к алкоголю добавились ещё и наркотики. Можно ли сказать, что ваш новый фильм - это диагноз современному обществу?

- Думаю, его можно считать диагнозом, хотя я об этом как-то особо не задумывался. Я просто делал кино про то, как талантливый человек под воздействием разрушительных химических веществ падает всё ниже и ниже. Про то, как наркотик разрушает талант, личность и в итоге убивает человека. В принципе, я знал и знаю много творческих людей, которые черпали своё вдохновение в наркотиках и алкоголе. Но это тупиковый путь. Чтобы бухать и колоться, много ума не надо. А вот чтобы освободиться, надо очень над собой поработать.

Диагноз, который, как вы говорите, я ставлю обществу, конечно, страшен. Не просто страшен - он тошнотворен. Излечится ли когда-нибудь страна от этой «чумы»? Не знаю. Да и никто не знает. Болезнь-то уже приобрела характер эпидемии.

- А что вообще заставляет человека лезть на дно бутылки или браться за шприц с наркотиком?

- Сложно ответить однозначно. Может быть, он бежит от реальности из-за отсутствия цели, мечты. А может быть, делает это от элементарной скуки или любопытства. Но вообще-то чаще всего человек позволяет затащить себя в алкогольную или наркотическую яму, когда у него что-то внутри не складывается. Почему народ в России спивается, как никакой другой? Наверное, оттого, что жизнь в нашей стране всегда была очень непростой.

- Вы в своих фильмах обращаетесь к самым разным историческим периодам нашей страны. А какой из этих периодов интереснее и ближе по духу лично вам?

- Пожалуй, предреволюционный период. Точнее, Серебряный век. Я вообще по своей сути монархист. А что? Вся наша многовековая история, наш менталитет, наши гены - всё располагает к тому, чтобы быть именно монархическим государством. Разве не так?! Но при этом вряд ли возвращение к царизму возможно. Много чего изменилось. А главное - изменились мы. Я много читал о людях дореволюционной России. В частности, о Николае II. Пожалуй, основное отличие тех, кто жил тогда, от нас сегодняшних - невероятное, огромное человеческое достоинство. Мы потеряли это качество. Люди России XVIII-XIX веков отличались ещё и тем, что искренне верили в Бога. Они не боялись умереть. Были готовы жертвовать собой. Сейчас я таких людей не вижу. Видимо, их всех перебили. Или уехали они...

- Сегодня и кино, и литература, да и мы сами в разговорах всё чаще возвращаемся назад, к советскому периоду. Если говорить о вас, что-то важное вы из него вынесли?

- Как ни парадоксально, но это - высокие моральные принципы. Правда, это скорее заслуга не государственного строя, а моих родителей. Отец был главным редактором Свердловской киностудии, комсомольцем. Он всегда жил только на одну зарплату. А ведь мог писать сценарии под вымышленным именем и деньги огромные зашибать. Но он был честным. И мама была такой же. Она возглавляла Институт курортологии и физиотерапии и, наверное, тоже могла бы пользоваться служебным положением, но никогда не делала этого. Мы скромно жили. Я усвоил для себя, что оставаться честным - важнее всего остального. Банально, но это так.

- Как-то в интервью «АиФ» режиссёр Сергей Соловьёв сказал, что снимать кино о современности ему неинтересно, поскольку сегодня всем и вся правят деньги. Вы согласны?

- На все сто! Деньги для всех вылезли на первый план, но позитивных перемен это не принесло. Эта погоня за «бабками» изуродовала систему общечеловеческих ценностей. Кроме того, культ денег увеличил социальное неравенство.

Кстати, о Соловьёве. При том, что очень уважаю этого режиссёра, был период, когда я на него жутко злился. Дело в том, что у меня возникла однажды идея сделать фильм, который по своей идее и структуре, как позже выяснилось, был аналогичен «Ассе». Ну чуть ли не один в один! Я уже снял любительский вариант, искал средства, чтобы сделать прокатный вариант, как вдруг... выходит «Асса».  Как снег на голову! Расстроился тогда кошмарно. Думаю: «Вот, зараза, как же он меня...» Позже мы познакомились, я ему всё «высказал», и мы вместе посмеялись по этому поводу.

Уродства общества

- Вы как-то признались, что по телевизору смотрите только новости, при этом добавив, что прекрасно понимаете - объективной картины положения страны они не дают. А может, нашему ТВ какая-то цензура в данный момент необходима?

- Может быть. Но всё же враньё с экрана огорчает. Как и то, что и его, вранья, становится больше. Ну сами посудите: ещё осенью прошлого года правительство убеждало нас, что кризис Россию не затронет, хотя уже тогда ясно было, что это не так! Почему не сказать людям правду?! Я, как и миллионы живущих в стране, человек небогатый - к своим 50 годам не имею никаких счетов в банках. Поэтому финансовые проблемы меня пока никак не коснулись. Но ведь я имею право знать всю информацию о происходящем?!

- Давно хотел спросить вас: если жизнь в стране и так не сахар, зачем снимать картины вроде вашего «Груза 200», после которых жить становится совсем тошно?

- Кино - это отражение реальной жизни. Я просто говорю с экрана всю правду о нашем обществе. Если ты человек думающий, то тебе после просмотра действительно становится хреново. Хреново от понимания того, в каком мире мы живём. А если ты толстокожий, как слон, или привык жить в розовых очках, то тебя ничем не прошибёшь. Я снимаю такие жёсткие, скандальные фильмы только потому, что общество у нас такое. Вот станет оно нормальным, и картины у меня будут другими. А пока же я делаю кино о своём ощущении уродства общества.

- Сегодня прокатное кино - сплошная развлекаловка. Исключений немного. Скажите, а какой посыл зрителю должно дать настоящее кино?

- Не скажу ничего оригинального. Главный посыл - стать нам всем лучше. Добрее, честнее, терпимее, что ли... Человек постоянно должен работать над собой. Это тяжело. Но искусство, в частности кино, должно нам всем в этом помогать.

Досье

Алексей Балабанов родился в 1959 году в Свердловске. В 1981 году окончил переводческий факультет Горьковского пединститута. В 1990-м - Высшие курсы сценаристов и режиссёров. Живёт в Санкт-Петербурге. Как режиссёр снял такие известные фильмы, как «Про уродов и людей», «Брат», «Брат-2», «Война», «Жмурки», «Мне не больно», «Груз 200».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах