Василий, ваши песни имеют протестный характер?
Василий Обломов: Они имеют осмысленный характер. (Смеётся.)
Потребность общества в песнях на остросоциальные темы сильно выросла?
В.О.: Не думаю. В нашей стране по-прежнему любят, условно говоря, Натали, Ваенгу, Михайлова (можно долго перечислять), которые не поют протестных песен.
«Мы здесь»
А ваши выступления на протестных митингах на Болотной, а затем в поддержку Навального на выборах мэра Москвы тоже имеют осмысленный характер?
В.О.: Я не хожу туда, куда, как мне кажется, ходить не нужно. Я был почти на всех митингах до президентских выборов, потому что воспринимал их как контрпропаганду. Чтобы люди в нашей стране знали, что помимо официальной точки зрения есть иная - и она имеет право на существование. Лучше, чем обсуждать на кухне, как нам плохо живётся, выйти на улицу и сказать: «Мы здесь, обратите на нас внимание!»
Но я не ходил на митинг 6 мая 2012 года, потому что не был согласен с призывом в декабре 2011-го: «Давайте сейчас разойдёмся, а после новогодних каникул выйдем и ещё помитингуем». Мне кажется, если ты чем-то недоволен, нужно требовать этого от власти сию же секунду. Я хорошо помню, какими были последние выборы в Госдуму, и не понимаю, почему все с этим смирились. Хотя было приятно узнать, что неравнодушные люди в нашей стране в принципе существуют. Но так называемых «несогласных» недостаточно много, чтобы в нашей богоспасаемой стране произошли какие-то кардинальные перемены.Думаете, страна готова к кардинальным переменам?
В.О.: Мне кажется, нет. Большинство наших бед не от Путина или Медведева. Есть, к примеру, два типа избирателей, которые являются опорой нашей власти. Первые - это те, которые думают: «Всё решат и без меня». А вторые считают: «А какая разница - всё равно мой голос ничего не решает...»
А вы к какому типу принадлежите?
В.О.: Ни к одному из двух. У меня своя точка зрения. Во время президентских выборов я даже потратил деньги - слетал на самолёте из Москвы домой, в Ростов-на-Дону, чтобы проголосовать. Я считаю: если ты не голосовал, то не можешь возмущаться по поводу того, что опять не того выбрали. А гражданская позиция должна быть у всех, даже у ассенизатора.
Но большинство ваших коллег-музыкантов считают, что дело музыканта - играть музыку, а не выражать свою гражданскую позицию.
В.О.: Это их проблемы. Некоторые часто мыслят по принципу «лучше ничего не сделать, чем сделать и потом пожалеть».
Вы чем-то рискуете, когда поёте свои песни?
В.О.: Рискуем только потерей какого-то эфира на радио или ТВ. Туда не позовут, сюда не позовут...
Например, когда я поставил в эфире песню про Медведева, которую мы спели с Собчак и Парфёновым, передачу закрыли, а ведущих уволили.Кошмар, а не песни
Вы признались в интервью, что принадлежите к «опоздавшему поколению», которое пропустило события 1917 года и лихие 90-е. Чем так привлекательны для вас эти времена?
В.О.: Ничем. Речь шла о том, что в 17-м году нас ещё не было, а в 90-х мы были крайне молоды - и тоже всё решилось без нас. Все сферы деятельности поделила между собой небольшая кучка людей. И всё это передаётся из рук в руки. Так как в России социальные лифты не работают, получается, это были два периода истории для невероятного взлёта по карьерной лестнице. Нам, выпускникам исторического факультета Ростовского госуниверситета, декан так и сказал на выпускном вечере: «Мне жаль, но перспектив у вас нет».
У вас, насколько я понял, давние счёты с шоу-бизнесом. Песня «Еду в Магадан» ведь про попсу написана. Почему «любит наш народ всякое г...»?
В.О.: Не знаю. Когда я был моложе, меня очень раздражала наша эстрада. Мне портили детство группа «На-На», Газманов, Леонтьев, Сташевский, Аллегрова, «Ласковый май», «Руки вверх!». «Забирай меня скорей - 18 мне уже!» - всё это такой примитивизм! А вокруг были друзья, которые любили другую музыку. И я думал, что, когда мы вырастем и моё поколение встанет у руля, всё это перестанет звучать. Но мы выросли, а артисты эти никуда не пропали. Появились новые такие же. Песня «Белые розы» сменилась на «О боже, какой мужчина». Эстрада породила новых героев в том же жанре и поющих о том же. Мне кажется, песня нравится тогда, когда она резонирует с твоим внутренним миром. И это кошмар, когда у миллионов людей внутренний мир наполнен таким бессмысленным содержанием.