«В процессе репетиций пришлось перекроить весь сценарий, - вспоминал Игорь Александрович работу над «Футболистом. - Мое вмешательство задевало и музыку. Композитор Виктор Оранский поначалу воспринял мои предложения в штыки. Но результат моего вторжения в музыкальную ткань превзошел все ожидания».
Постановка оказалась настолько удачной, что Моисеева назначили балетмейстером Большого театра, сообщает Biograph.ru. Однако настоящего взлета в карьере Игоря Александровича не произошло – директор театра Елена Константиновна Малиновская была глубоко возмущена тем, что 24-летнего мальчишку сделали балетмейстером, и хотя с должности она его не сняла, ставить ничего не давала. Моисеев работал только как артист.
Начало тридцатых годов не только стало важным периодом для Моисеева-хореографа (в этот период он поставил танцевальные сюиты в опере «Кармен», балеты «Саламбо» и «Три толстяка», но и во многом определило его будущее – именно в это время Игорь Александрович объездил Памир, Белоруссию, Украину, Кавказ, собирая образы танцевального фольклора.
В 1936 году он был назначен заведующим хореографической частью только что созданного Театра народного творчества и вскоре осуществил постановку I Всесоюзного фестиваля народного танца.
«Идея хорошая, пусть автор ее реализует», - именно эти слова написал Молотов, председатель Совета Народных Комиссаров СССР, на направленном Моисеевым в правительство письме с предложением создать профессиональный коллектив, который бы собирал и развивал лучшие образцы народного творчества.
10 февраля 1937 года прошла небольшая труппа собралась на первую репетицию программы «Танцы народов СССР». Уже через год ансамбль под руководством Игоря Моисеева выступал на правительственном концерте в большом театре, а вскоре заслужил всенародную любовь.
«Меня часто спрашивают: «Чем вас привлекает народный танец?» - рассказывал Игорь Александрович. - Задумываясь над этим, я пришел к выводу, что не вижу более праздничного, жизнелюбивого вида искусства. Это пластический портрет народа. Немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. В его неистощимой сокровищнице много бесценных жемчужин. В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и пластичность формы, глубина и свежесть чувств. Это эмоциональная, поэтическая летопись народа, самобытно, образно, ярко рисующая историю событий и чувств, пережитых им. У народного танца нет служебного хореографа, он рождается из окружающей среды. И в этом его отличие от классического балета, рожденного рациональным умом».
Популярность созданного Моисеевым коллектива росла с каждым годом. Более шестидесяти лет – а это годы войны, изоляции от внешнего мира, экономических сложностей – зрители приходили и приходят на выступления ансамбля, чтобы снова и снова удивляться чуду – народному танцу.
Игорь Моисеев основал Хореографический концертный ансамбль, сейчас переименованный в Московский театр классического балета.
Ему были вручены награды и медали не только в России, но и во многих странах мира. Моисеев был награжден тремя Орденами Ленина, двумя Орденами Трудового Красного Знамени, медалью Моцарта, полученной к 90-летию со дня основания ЮНЕСКО. Был кавалером Болгарского Ордена «Святого Александра с короной», Румынского Ордена «Офицера культуры», Польского Ордена «Полония Реститула». Моисеев удостоен американской премии «Оскар» в области танца (1961, 1974), американской премии Журнала «Dance magazine» в области танца.
Ссылки по теме:
Игорь Моисеев. Как продлить молодость