В духовых ему удалось потеснить законодателей традиций в этой области музыки - французов. На прошедшем в декабре в Тель-Авиве фестивале «Крещендо» выступление Огринчука с ансамблем «Виртуозы Москвы» В. Спивакова стало одним из самых ярких событий.
- И как вас, Алексей, такого молодого, успешного русского музыканта, приняли зарубежные коллеги по цеху?
- Тот факт, что я русский музыкант, занимаю место соло-гобоиста в одном из самых старых оркестров Европы - Королевском оркестре «Концертгебау» в Амстердаме, привёл западное музыкальное общество в состояние шока (смеётся). Как может русский занимать такое положение! Россия на Западе ассоциируется в первую очередь с пианистами, струнниками, дирижёрами, вокалистами. В духовых же инструментах тон всегда задавали французы. Так уж исторически сложилось, что Франция - центр духовых инструментов. Но мне удалось сломать эту традицию. Поэтому и отношение ко мне… непростое.
К тому же наши места - штучные. На 120 человек оркестра - два солиста. Два стула - и всё! Так что, если в оркестр приходят два молодых музыканта, теоретически ни у одного человека в мире в течение ближайших 40 лет не будет даже шанса сыграть на этом месте - пока мы не уйдём на пенсию! Но, чтобы сесть на этот стул, нужно пройти тяжелейший конкурс. Иногда на одну вакансию претендуют 150 профессиональнейших музыкантов со всего мира!
Цена славы
- Чтобы к 30 годам завоевать десяток престижных музыкальных премий и стать профессором в Лондоне, во сколько лет и с чего нужно начинать?
- С чего начинать? Как обычно: с кровавых часов занятий из-под палки. С простой музыкальной школы. Возможно, мне было немного легче, так как мои родители - профессиональные музыканты, пианисты. Поэтому я с первых же лет жизни оказался естественным образом погружён в музыкальную атмосферу. С 6 лет начал заниматься фортепьяно, а в 9 выбрал гобой.
- Статус классического музыканта в России и на Западе - это разные вещи?
- Да. В Европе есть настоящие меломаны, которые пристально следят за тем, что происходит в искусстве. И если уж ты занял какую-то нишу, по отношению к тебе всегда будут испытывать уважение. Но и в России есть те возможности, которых на Западе уже нет. В нашей стране сейчас в области культуры всё активно развивается, а на Западе всё настолько стабильно, разложено по полочкам, что совершить там прорыв очень сложно.
- Вы смогли сломать традиции, установленные Францией. А кто в будущем составит конкуренцию нам?
- С русскими музыкантами конкурировать было тяжело всем и всегда. На словах это очень сложно объяснить… Да, музыка - самое абстрактное искусство, но русские и в этой области глубоко копают, образно говоря. У Китая, Японии культура, как и у нас, уходит в глубь веков. Но при всём при этом Достоевский, Толстой, которых так почитают в той же Японии, родились именно на нашей земле. Поэтому именно русские музыканты могут играть так, что у сидящих в зале бегают мурашки.
Запад любит коллектив
- Каждый год из консерваторий, музыкальных училищ выходят сотни выпускников. И на их долю вместо славы выпадают трагедии, сломанные судьбы из-за невостребованности. На Западе эта проблема - проблема реализации музыканта - стоит так же остро?
- На Западе студентов в основном готовят к игре в оркестре. У нас же часто внушают: ты - единственный, неповторимый, на тебя вся надежда, ты достояние… Словом - «ты должен». Вот это «должен» очень опасно. С одной стороны, именно благодаря этому «должен» у нас есть такое количество молодых - именно молодых! - талантов, которого на Западе и близко нет. Там музыкант выходит на серьёзный уровень гораздо позже. А у нас Евгений Кисин чуть ли не со школы приковал к себе внимание. Но это внимание очень сложно удержать. Сначала на тебя смотрят как на мальчика, который встал на табуретку и с выражением прочитал стишок. Потом этот интерес и восхищение приходится поддерживать на совершенно другом уровне. И вот тут-то многие переживают непростые времена, когда осознают, насколько неоднозначен музыкальный мир. Что зависти вокруг - море! Почитайте книгу Лебрехта «Кто убил классическую музыку», к примеру. Так что дорога любого музыканта не усыпана лепестками роз - к этому надо быть готовым.
- Огромное количество ваших ровесников твёрдо уверены: классическая музыка - это невероятно скучно. Вы можете им что-то возразить?
- А что тут скажешь? Если человека к этому не тянет, то пробивать лбом стены, доказывая ему обратное, не всегда правильно. Тут не убеждать нужно, а предоставить и моим ровесникам и тем, кто моложе меня, возможность просто послушать эту музыку. Пусть они сперва попробуют, что называется, на вкус, а потом уж решают, нравится она им или нет. Поэтому фестиваль «Крещендо», на мой взгляд, как раз прекрасный пример того, на что могли бы прийти посмотреть молодые ребята, далёкие от классической музыки. Он даёт им возможность услышать то, что делают их ровесники, почувствовать ту заразительную атмосферу, которая царит там, где играет слаженная команда (а она за годы проведения фестиваля у нас действительно сложилась). А когда ты чувствуешь, какое удовольствие от музыки получают люди, сидящие вокруг тебя или исполняющие её, ты не можешь не заразиться этим.
ДОСЬЕ
Алексей ОГРИНЧУК родился в 1978 г. в Москве. Окончил музыкальную школу им. Гнесиных в Москве и Парижскую консерваторию. Завоевал первые премии на конкурсах CIEM (Женева), Juventus и др. в 2002 г. Во Франции первым из российских музыкантов получил высшую музыкальную награду сразу в двух номинациях - как лучший зарубежный исполнитель и как самый молодой участник конкурса. С 2005 г. - солист оркестра «Концертгебау» (Амстердам), профессор, преподаёт в Лондоне.