«Произошло это во время гастролей маминого театра в каком-то южном городе. Шел спектакль «Привидение» по пьесе Ибсена, вещь серьезная и местами трагическая, - рассказывал Сошальский. – По сценарию, один из героев пьесы сильно хромал. Актеру, который играл эту роль, привязывалась к ноге специальная такая деревяшка. И вот он отыграл свою сцену, отвязал деревяшку и ушел. Я же пробрался в гримуборную и от нечего делать прицепил «ногу» себе. Да так и пошел гулять за кулисами. Брожу, нигде никого нет. И тогда решил пробираться к людям «по звуку». Звук, само собой, шел со сцены».
Ребенок с деревянной ногой вышел на сцену в тот момент, когда актер Георгий Еремеев играл сложнейшую сцену сумасшествия своего героя Освальда, сообщает сайт телеканала «Культура». Под гомерический хохот публики мальчик прошел через всю сцену.
Первую известность Сошальскому принесла роль Ромео, сыгранная в питерском Театре юного зрителя, когда Владимиру было семнадцать лет. Вскоре актер получил поезду из военкомата и уехал служить в Москву – в Театр Советской Армии, на много лет ставший самой большой его привязанностью. Среди ролей, сыгранных Сошальским на сцене этого театра – Макбет, Трубецкой в «Тайном обществе», Транио в «Укрощении строптивой», Телегин в «Хождении по мукам», Ансельм в «Скупом» и многие другие.
В 1949 году Сошальский начал сниматься в кино. За фильмом «Академик Иван Павлов» последовали «Тарас Шевченко», «Анна на шее», «Михайло Ломоносов», а позже - «На графских развалинах», «Эскадра уходит на запад», «Колье Шарлоты», «Прохиндиада, или Бег на месте», «Новые приключения янки при дворе короля Артура», «Виват, гардемарины!» и «Сердца трех». На счету актера более 40 картин. Звание народного артиста РСФСР он получил в 1988 году.
Личная жизнь Владимира Сошальского тоже была очень насыщенной: актер был официально женат семь раз: на Ольге Аросевой, Алле Покровской, Нине Ольхиной, Марии Скуратовой, Нелли Подгорной и Ноне Мордиковой (брак с ней оказался самым коротким); последняя жена артиста - Светлана Борисовна, заведующая репертуарной частью Театра Российской армии, с которой он прожил почти двадцать лет. Десять лет назад у Сошальского родился сын Володя.
В последнее время актер тяжело болел: у него был рак предстательной железы. В августе родные поместили Сошальского в хоспис: к серьезному онкологическому заболеванию добавились необратимые возрастные изменения в психике.
«Мы вынужденно пошли на такой радикальный шаг, потому что выносить дальше этот ужас было невозможно, - признавался журналистам жена актера. - Так лучше всем. Ведь за Володей особый уход нужен, но как я могу бросить работу? А в хосписе специалисты хорошие. Не подумайте, что я избавилась от недееспособного мужа. Навещаю его почти каждый день».
ЗАБАВНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ АКТЕРА
УЧАСТНИК ПЕРЕПИСИ
Однажды, перед концертом к ведущему подошёл артист Пётр Полин, играющий хорошо, но получающий только второстепенные роли и не получающий звания:
- Слушай, Владимир, ты бы подал меня как-нибудь по-солидней.
- Сделаем, - говорит Вова СОШАЛЬСКИЙ, который объявляет всех со всеми их титулами типа «лауреат Сталинской премии!.. Народная артистка!..» и т.д.
Доходит очередь Полина.
- Участник всесоюзной переписи населения! Пётр Полин!
ВОВКА ИДЕТ!!!
Рассказывает актер Владимир Сошальский:
- Актерское образование я получил в школе-студии при Ленинградском ТЮЗе, где потом и работал с 1947 года. Первая моя сценическая роль – Ромео. Внешне я был неотразим, и за мной толпами бегали девчонки: «Смотрите, Вовка идет! Вовка!!!»
Гонять их было бесполезно. И вот однажды, шагая по Невскому проспекту с девчоночьей свитой на хвосте, я встретил народного артиста СССР Николая Константиновича Симонова – для меня дядю Колю, потому что он с моей мамой в кино снимался и я его знал. С ним шел Николай Павлович Акимов – художественный руководитель Театра комедии, который сейчас носит его имя. А девчонки, идущие за мной, — на них никакого внимания, все про меня жужжат…
Здороваюсь – дядя Коля так на меня с улыбкой посмотрел, приостановился, пропуская меня и моих поклонниц, и сказал Николаю Павловичу:
- Ну, конечно, нам тут делать нечего – Вовка идет!!! Нам до него еще расти и расти!
По счастью, замечали меня тогда не только девчонки, а потому, когда пришло время призываться на военную службу, я был приглашен в команду Центрального академического театра Советской Армии, к Алексею Дмитриевичу Попову.
В этом же театре, правда, несколько изменившем свое название, служу до сих пор.
НЕ ТА РАБОТА, СЭР!
Рассказывает актер Владимир Сошальский:
Российско-американский фильм «Аляска. Кит» снимался в Карпатах. Была весна, снег уже стал талый, мокрый. Встанешь на него - оседает, слепишь снежок - снежок будет как каменный...
В один из съемочных дней режиссер просит меня лечь в небольшую траншейку. Это была финальная сцена для моего героя - тут он погибает под снежной лавиной. Лежу, мне тепло, хорошо и удобно. Спрашиваю:
- А как вы лавину сделаете?
- Не волнуйся, все будет в лучшем виде! Ты готов?
А что тут готовиться? Лежу и лежу.
- Начали! - командует режиссер.
Я слышу рокот машины, а потом вдруг что-то на меня падает и начинает вдавливать в снег, давит, давит - и тут приходит полная абсолютная тишина. Ни звука, ни шороха - вакуум. Секунда, другая - чувствую, что становится нечем дышать. Уже не могу сейчас сказать, что у меня в мозгах было, но очень нехорошо все это мне представилось... А потом слышу далекий голос: «Откапывайте Сошальского!» Чувствую - надо мной активно шуруют. Откопали. Лежу, снег во рту, пытаюсь отдышаться, кое-как поднимаюсь.
Выяснилось, что на меня вывалили целый самосвал мокрого снега. Тут подходит ко мне американский продюсер и подает бумажку в 100 долларов сверх обусловленной договором суммы, за участие в погребении.
А на следующий день меня откапывали - как бы уже мертвого. Лицо загримировали бело-синими красками, велели держать глаза открытыми, а потом чуть-чуть присыпали снежком, который сразу разгребли руками...
После съемки подошел продюсер и вновь подал мне бумажку - но уже 50 долларов.
- А вчера было... - тактично начал я.
- Не та работа, сэр! - ответил он.