«Червона рута», «Меланколие, дольче мелодие», «Только этого мало»… Перечислять хиты Софии Михайловны Ротару, под которые танцевали нынешние 50-60-летние, росли 30-летние и которые слышали даже 20-летние, бессмысленно – они и так до сих пор у всех на слуху, не в последнюю очередь потому, что артистка продолжает выступать, и выступать с успехом. Многолетняя конкуренция с другой советской звездой такого же, как минимум, уровня – Аллой Пугачевой – не умаляла славы Ротару в СССР, а в Молдавии и Украине – благодаря сложным извивам политической истории этих стран, она оказалась, можно сказать, уроженкой обеих – Софию Михайловну буквально носили на руках.
Ротару родилась в молдавском селе Маршинцы, до 1940 года принадлежавшем Румынии, а после «прирезанном» к Черновицкой области УССР. У родителей Софии было шестеро детей – впрочем, в молдавских селах это практически норма. Отец будущей певицы Михаил Федорович Ротарь (так, по требованию украинского сельсовета, пришлось изменить молдавскую фамилию Ротару, что значит «колесник»), бригадир виноградарей, бывший фронтовик, окончивший Великую Отечественную в Берлине, сам человек музыкально одаренный, с раннего возраста пророчил дочери артистическую карьеру, хотя музыкальной была вся семья – впоследствии братья певицы Анатолий и Евгений Ротарь работали в кишинёвском ВИА «Оризонт», сестра Аурелия тоже стала певицей, заслуженной артисткой Украины.
Дети пели дома, пели, несмотря на официальный идеологический запрет и риск вылететь из пионеров, в церковном хоре (в Молдавии, особенно в ее румынской части, традиции православия были очень сильны и поддерживались даже в советское время). Пели в школе, участвовали в конкурсах самодеятельности. Собственно, с такого районного конкурса и началось восхождение Ротару – ее необычайно сильный и богатый голос заметили, когда будущей звезде было всего пятнадцать – в 1962 году. «Буковинский соловей», «Маршинецкий соловейка» - так земляки назвали талантливую девушку – взлетал все выше: в 1963 – победа в областном конкурсе, в 1964 – в республиканском, в Киеве. Фото Ротару появилось на обложке журнала «Украина», где его увидел будущий муж певицы Анатолий Евдокименко: по воспоминаниям Ротару, именно тогда парень из Черновцов решил завоевать ее сердце и открыть юной, как бы сейчас сказали, фолк-певице эстрадную музыку. Совместное творчество пары началось, когда Ротару поступила в Черновицкое музыкальное училище. Анатолий был студентом Черновицкого университета и трубачом студенческого эстрадного оркестра. По окончании учебы влюбленные поженились, у них родился сын Руслан (сейчас Ротару уже бабушка двух внуков – Анатолия и Софии).
В год окончания училища, 1968-м, Ротару (тогда еще Ротарь – вернуть на афиши молдавский вариант своего имени, звучащий «по-европейски», Софии посоветовала Эдита Пьеха) отправилась в Болгарию на IX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Это был триумф: жюри во главе с Людмилой Зыкиной присвоило Ротару золотую медаль и первую премию в конкурсе исполнителей народных песен. Кроме украинских и молдавских песен, Ротару спела «Валентину» Георгице в честь гостьи концерта Валентины Терешковой.
Кинокарьера Ротару началась в 1971 году, с музыкальной картины «Червона рута». После выхода фильма певица получила возможность создать собственный одноименный ансамбль при Черновицкой филармонии. Это было еще одной удачей певицы: ее, как теперь говорят, продюсером стал Пинкус Фалик, замдиректора филармонии и импресарио с большим опытом – он продюсировал, скажем, советские гастроли джазовой певицы Джерри Скотт. Должность худрука занял муж Софии Ротару Анатолий Евдокименко. К сожалению, спустя несколько лет пути Ротару и «Червоной руты» разошлись. В интервью певица так рассказывала об этой истории: «Меня предали. Это был пик популярности, когда нас носили на руках, когда на концертах машины поднимали. Ребятам показалось, что они могут рассчитывать на успех и без меня, что я неправильно к ним отношусь, не тот репертуар, что они получают мало денег… Они собрались и решили, что мы им не нужны. Они ушли со скандалом и с именем «Червона рута».
Не прекращая концертной деятельности, Ротару получила высшее образование, окончила Кишинёвский институт искусств имени Музическу. Появился и «свой» композитор – Владимир Ивасюк, который писал для Ротару композиции, основанные на «народном материале». С песнями Ивасюка и другими композициями на русском, украинском и молдавском языке Ротару гастролировала в социалистических странах. Советская власть ей благоволила – она была живым олицетворением пролетарского интернационализма. Формальное подтверждение международного признания пришло в 1973 году – Ротару победила на конкурсе «Золотой Орфей» в Болгарии с песней на молдавском языке «Мой город» на музыку Евгения Доги (позже она стала неофициальным гимном Кишинева) и песней «Птица» на болгарском языке.
26-летняя певица получила почетное звание Заслуженной артистки УССР – первое в череде множества других: Народная артистка Украины (1976), Народная артистка Молдавии (1983), Народная артистка СССР (1988), Герой Украины (2002). К званиям прибавились и награды – советские ордена «Знак Почёта» (1980), Дружбы Народов (1985), украинские - княгини Ольги I и III степени, «За заслуги» II степени, орден Державы, российский орден Почета и орден Республики Молдова. В 1976 году немецкая фирма грамзаписи Ariola-Eurodisc GmbH предложила исполнительнице записать диск с песнями на французском, немецком и итальянском языках, включая хит Нино Рота Speak Softly Love из фильма «Крестный отец». Но тогда из затеи ничего не вышло – помешал советский режим: согласно директиве Госконцерта, разрешалось петь только советские песни и песни стран соцлагеря. Диск Ariola-Eurodisc GmbH «Sofia Rotaru — Му tenderness» вышел три года спустя, в 1979-м.
Следом за «Червоной рутой» фильмография Ротару пополнилась художественными фильмами «Где ты, любовь?» (1980) и «Душа» (1981, совместно с группой «Машина времени»; роль возлюбленного героини сыграл Михаил Боярский). Советская звезда ничем не уступала западным – на экране она водила мотоцикл и занималась виндсерфингом: пела прямо на доске в волнах. К ее продемонстрированным на экране многообразным навыкам, впрочем, режиссеры добавили и автобиографическую ноту – в фильме Валериу Гаджиу «Где ты, любовь?» Ротару вполне умело доила корову. Музыкальные фильмы с участием Софии Михайловны выходили и в перестройку, и в постсоветское время – в 1989 году – «Золотое сердце», в 1991 – «Караван любви». Песни для нее писали лучшие авторы СССР - Давид Тухманов («Аист на крыше», «В доме моём» и «Вальс»), Арно Бабаджанян («Верни мне музыку», «Твои следы»), Оскар Фельцман («Только тебе»), Раймонд Паулс («Танец на барабане»), Юрий Саульский («Обычная история», «Осенняя мелодия»), Александра Пахмутова («Темп»), Евгений Мартынов («Лебединая верность», «Яблони в цвету», «Баллада о матери»). Сама певица так определяла свой выбор будущего хита: «В моём репертуаре песни разных жанров, но почти всегда — драматический сюжет, драматическая мелодия. Песня для меня — маленькая новелла со своим миром чувств, драматургическим строем, героями».
Кроме новых, специально написанных для нее эстрадных композиций, Ротару продолжала исполнять народные песни на разных языках (в том числе польском, болгарском, немецком) и советские хиты – например, знаменитую «Смуглянку» на музыку Новикова, знакомую всем по фильму «В бой идут одни «старики». В конце 80-х-90-е годы, по ее собственным словам, певица перешла к композициям в жанре «европоп с элементами хардрока» - к этому изменению направления ее подтолкнуло сотрудничество с композитором Владимиром Матецким («Лаванда», «Луна, луна», «Время мое, «Только этого мало»).
София Ротару была непременным участником всех крупных советских музыкальных фестивалей и концертов, начиная с «Песни года», где она стала своеобразным рекордсменом – более 80 песен на 38 фестивалях. Дискография певицы включает около 20 виниловых пластинок советских лет, 25 больших CD со старыми и новыми хитами, мини-пластинки, синглы.