Марию ГАВРИЛОВУ называют на Западе «славянским чудом», «королевой драматических ролей»… В «Метрополитен-опера» в США её боготворят и ждут. А дома?
Большая ставка на Большой
- Мария, я не раз уже слышала отклики зрителей в антракте какого-нибудь оперного спектакля: «Из певицы уже труха сыплется, а она всё 16-летнюю изображает!»
- До серьёзных партий оперная певица созревает - и мозгами, и вокалом - примерно к 35-40 годам. (Бывают исключения, но это действительно выдающиеся люди.) Что может девочка, которая приходит в театр в 26 лет после окончания консерватории?
Я сужу по себе. В начале карьеры в Большом думала только о том, чтобы не сбивалось дыхание при пении. Я не умела двигаться - сцена-то огромная! Соединить в спектакле движение с вокалом очень сложно. Певице надо думать о том, как отшлифовать партию, всё время - дома, на улице, на отдыхе. Что-то понимать в опере я начала только к 40 годам...
- Вы сегодня редкая гостья в России…
- Я делала на Большой большу-у-ю ставку... Но у меня остались роли только в «Царской невесте», «Иоланте» Чайковского и «Богеме». Как певица я сейчас в самом расцвете сил. У меня большой репертуар в «Метрополитен-опера»: «Аида», «Мадам Баттерфляй», «Манон Леско», «Игрок», «Богема», «Бал-маскарад», «Тоска»... Я рада, что Гаврилова нужна за границей, её слушают, ею восхищаются. С другой стороны, меня по 4 месяца не бывает дома... Выбирайте, называется! Сидеть сложа руки и ждать, когда на тебя на родине обратят внимание, или работать за границей. И потом, я просто вынуждена гастролировать!
- Вынуждена? Почему?
- Я осталась без жилья. Прожила в служебной квартире ГАБТа 12 лет. А теперь вдруг театр предложил мне её выкупить. Шок!.. Зарабатываю сейчас на квадратные метры, грубо говоря. Конечно, мне не угнаться за ростом цен в Москве. Но будь что будет…
- Четыре месяца на гастролях? А как это отражается на вашей семейной жизни?
- Конечно, муж переживает и страдает. Мы с ним разговариваем каждый день по телефону утром и вечером. Приехать ко мне супруг не может - он певец-баритон в областной филармонии. Это самый близкий человек в моей жизни... Мы оба из Челябинска, вместе с 1987 года.
Мы с мужем «копим» время, чтобы летом отдохнуть вместе. Очень любим Самару. Как только начинается рабочий сезон, у меня все мечты об одном: хочу на Волгу! Эта река даёт мне силы. Всё в Америке хорошо и замечательно, но мне хочется в Самару!
Одним - секс, другим - пост
- Как сказала мне одна певица Большого, в ночь перед спектаклем они с мужем спят в разных комнатах: секс, как и баня, очень расслабляет…
- Я вас прошу, только не называйте их фамилий, но есть такие певицы, которым «это» нужно именно перед спектаклем! Она выходит на сцену, и у неё - хорошее настроение, голос, эмоции!
В Америке женщины меня спрашивали: «Ну как же так, Мария! Вы приехали на такой срок без мужчины. Вы, такая эмоциональная!» Но мне настолько важно красиво спеть и сделать всё хорошо сценически, чтобы меня пригласили снова в этот театр, что ни о чём другом, кроме работы, не думается. Кто живёт в семье - им хорошо. Они знают, что придут домой и там их ждёт нормальная жизнь. А я работаю с 11 утра до 7 вечера. Целый день сидишь в зале без окон, без дверей...
На репетицию нужно приходить уже распетой, чтобы не «пинать» эти две маленькие голосовые связочки. Всегда бережёшь себя - ни острого нельзя, ни орехов. Спиртное очень плохо влияет на голос. Хотя я люблю красное сухое французское немолодое вино.
- И как часто вы можете себе его позволить?
- Только летом, в Самаре! (Смеётся.)