8 июля исполняется 105 лет со дня рождения заслуженного артиста РСФСР Николая Крюкова. Он сыграл более чем в ста картинах, но самой известной, пожалуй, стал фильм «Последний дюйм» (1958 г.). Картина имела оглушительный успех, а Крюков был удостоен премии Всесоюзного кинофестиваля за лучшую мужскую роль года.
«Помог стать мужчиной»
Многие подростки, посмотревшие тот фильм в 1960-х — 1970-х гг., сегодня, уже будучи взрослыми людьми, в отзывах к нему признаются, что картина помогла им сформировать характер. Фильм снят по одноименному рассказу Джеймса Олдриджа. Главный герой, американский летчик Бен Энсли, живет в Египте с 11-летним сыном Дэви. Потеряв работу в нефтеэкспортной компании, мужчина ищет любую возможность для заработка. И берется за опасное задание: подводные съёмки акул для ТВ. Для этого он летит на своем самолете в удаленную бухту Красного моря. В последний момент Бен, поддавшись на уговоры, берет с собой сына. Мальчик остается на берегу ждать, когда отец вернется из морских глубин. Однако случается несчастье…
События в фильме происходят в Северной Африке, одно из мест — рыбацкая деревушка Хургада, которую в фильме называют Мургада. Миллионы зрителей, посмотреших картину, не подозревали, что спустя полвека египетская Хургада станет одним из излюбленных мест отдыха соотечественников. Мальчик Слава Муратов, сыгравший Дэви, в будущем выберет для себя профессию военного. Скорее всего, по роду службы он был засекречен: в Сети нет ни одной фотографии взрослого Дэви-Славы. Известно лишь, что он дослужился до полковника.
«Этот фильм помог мне стать мужчиной», — такие признания не редкость среди отзывов на фильм «Последний дюйм» на просторах интернета. Картину называют «пронзительной и очень мужской историей» и горячо советуют к просмотру современным подросткам.
Крюков снялся в роли Бена Энсли в 53 года. Его взлет как актера начался после 40 лет, хотя на сцену он впервые вышел в молодости. До войны Николай служил в ленинградском театре-студии под руководством Сергея Радлова, известного режиссера, педагога и историка театра. В 1941 г. театр Радлова не успел эвакуироваться, и актеры вместе с миллионами других жителей Ленинграда оказались в блокаде. Крюков вспоминал: «Нас разбили на фронтовые бригады. Театр перешёл на военизированное положение. Мы оставались в театре всё время <...> Бригады выезжали на фронт, на корабли, на сборные пункты и на рытьё противотанковых рвов». Зимой 1942 г. Крюков попал в больницу с истощением. Это совпало с решением об эвакуации труппы. На Финляндский вокзал Николая привезли на санках, передвигаться самостоятельно он уже был не в силах.
Увидеть Париж и не попасть в тюрьму
В феврале 1942 г. труппа была благополучно перевезена в Пятигорск. Никто не ожидал, что летом того же года в город стремительно войдут немцы. На этот раз эвакуироваться не удалось. Артисты вместе с Радловым и его супругой Анной оказались в оккупации. Крюков рассказывал: «Был приказ о работе. Мы сколько могли тянули: отговаривались тем, что состав труппы неполный, нужно время для восстановления спектаклей, многих исполнителей не хватало и т. п. Но и это не могло продолжаться вечно. Были приняты кое-кто из случайно оставшихся актёров, кое-кто пришёл к нам из состава оперетты. И начали работать... Население ходило к нам в театр, и спектакли — мы это видели — много значили и для зрителей, и для нас. В атмосфере спектакля мы сильнее ощущали временность оккупации, не теряли веры в нашу победу».
В 1943 немцы были изгнаны с Северного Кавказа. Но до этого они вывезли театр Радлова в Запорожье, а затем — во Францию. Вернувшись на родину, Крюков избежал лагеря. А вот его учителя Радлова ждала суровая участь. Вместе с женой он был арестован прямо у трапа самолета по прибытии в СССР по обвинению в измене Родине и сотрудничестве с оккупантами. В ноябре 1945 г. они были осуждены на 10 лет лагерей, почле чего этапированы в Волголаг. Анна в заключении скончалась.
Истинно народный
Радлова освободили после смерти Сталина, в 1953 году, в 1957-м официально реабилитировали. Пути Радлова и Крюкова вновь пересеклись, когда Радлов обосновался в Риге и был принят режиссёром в Даугавпилсском русском драматическом театре. Дело в том, что, хоть Крюков и обошелся без тюремного срока, его карьера сильно пострадала. Ему было запрещено работать в театрах в крупных городах. Стоял вопрос о том, останется ли Крюков в профессии. Благодаря Радлову он не просто остался: у Николая открылось второе дыхание. В Риге он стал востребованным и популярным актером. Снова начал сниматься в кино. После смерти Радлова в 1958 г. Николай возвращается в родной Ленинград. И случается та самая актерская удача: главная роль в «Последнем дюйме». После этого успеха актер снимется еще в нескольких десятках картин, среди его ролей — много иностранцев: английский офицер Себастьян Моран («Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», 1980 год), шведский адмирал («Россия молодая», 1982 год), английский адмирал («Левша», 1986 год).
После возвращения в Ленинград актер женился на актрисе «Ленфильма» Лилии Гуровой, которая была моложе его на четверть века. Пара познакомилась на озвучивании фильма. Дружба актеров быстро переросла в глубокое чувство, которое они бережно хранили 33 года, вплоть до смерти Крюкова в 1993 году. Лилия Ивановна здравствует по сей день, но избегает общения с прессой.
На могиле Крюкова кроме имени и фамилии выбито всего два слова: «Истинно народный». То, что его роли не оставляют людей равнодушными даже спустя 60 лет после выхода картин, служит тому лучшим подтверждением.