Примерное время чтения: 12 минут
2069

Юрий Шевчук: «Страна у нас больна. Всем надо выздоравливать»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. Доллар подорожает до 40 рублей? 15/09/2010

Лидер группы «ДДТ» за последнее время заставил говорить о себе не раз. Острую дискуссию в обществе вызвала его полемика с премьером В. Путиным на встрече с деятелями культуры. Затем музыкант поддержал борцов за Химкинский лес. И спел дуэтом с лидером группы «Ю-Ту» Боно в «Лужниках» песню Боба Дилана. «АиФ» не мог пройти мимо этих событий.

«У нас с Боно одна цель»

«AиФ»: - Когда Боно, один из самых богатых музыкантов, лидер списка «Форбс», выступая в России, говорил о голодающих детях Африки, его не поняли. Легко бороться с голодом в Африке, зная, что у тебя приличный счёт в банке. Мне кажется, в этом нет поступка.

Юрий Шевчук: - Мне кажется, он мог бы просто сидеть на своих мешках с золотом и ни хрена не делать. А Боно выполняет огромную общественную работу: выбивает средства на защиту природы, медицинские программы, просит скостить долги странам третьего мира, бьётся за права человека. Я считаю, всё это - поступки. А многие наши олигархи из того же списка «Форбс» держат футбольные команды себе на потеху, покупают дворцы и крутые яхты. Откуда мы знаем, как Боно тратит свои капиталы? Мы же не читали его декларации о доходах и завещания. Деньги - это большая ответственность. Как мы их тратим, зависит от совести, чувства сопереживания, широты души. Мы, конечно, с Боно разные, но цель у нас одна - сделать мир свободнее, а значит, справедливее.

«AиФ»: - Побывав на концерте «Ю-Ту», ты почерпнул что-то новое для себя?

Ю. Ш.: - Я увидел очень серьёзный, точно работающий механизм. Во время концерта стоял под сценой, на которой рубились музыканты «Ю-Ту». Рядом была гримёрка, и я наблюдал, как Боно вылетал со сцены, к нему подбегали 4-5 барышень и, как болиду на «Формуле-1», меняли ему «колёса»: куртку, рубашку, очки. Кто-то сушил ему волосы, кто-то давал чай. И вся эта «смена шин» происходила в течение нескольких секунд. И совершенно новенький Боно пулей снова вылетал на сцену. Я увидел то, чего нет у нас, - чёткую организацию труда, кропотливую работу менеджмента и техперсонала, где каждый на своём месте. В этом механизме я увидел не роботов, а живых людей. Я бы, может быть, к другой рок-звезде и не пришёл бы в гости, которая висит только на себе, любуется собой в отражении этих мировых зеркал и тащится от себя самой. Боно - живой человек, гражданин мира с активной жизненной позицией. С другой стороны, он очень серьёзный художник. И я рад не тому, что вышел на одну сцену с музыкантами мирового уровня и засветился, а тому, что на уровне человеческих отношений у нас всё нормально. Эта машина, на мой взгляд, не испортила музыкантов «Ю-Ту». У нас же в России какая-нибудь половинка от трусов себя чувствует такой звездой! Такая узость мышления у многих наших музыкантов, особенно эстрадных. Нет этой широты взглядов, мировоззрения, как у Боно.

И смею вас уверить, что и музыканты «ДДТ» не сидят сложа руки. Мои какие-то гражданские поступки идут параллельно с работой над новыми песнями. У нас мало концертов, мы выступаем только для поддержания штанов. Группа «ДДТ» сейчас живёт на студии из-за новой программы, которая требует много энергии и сил.

Диктатура бюрократии

«AиФ»: - Ты выступаешь противником строительства «Охта-центра» в Питере и вырубки Химкинского леса. Но часть леса уже вырубили, под небоскрёб в Питере уже готовят площадку...

Ю. Ш.: - Я говорил тогда на Пушкинской площади, что Химкинский лес растёт и под Владивостоком, под Воронежем, где сгорели тысячи гектаров. Он стал символом, метафорой происходящего в нас и окружающем мире. Как всегда, идёт борьба добра и зла, и все её понимают по-своему. Некоторые люди воспринимают добро как узкие личные интересы: выкосить всё в стране и рвануть в Майами доживать свой век в демократии, где тебя никто не тронет. Парадокс: многие наши политические лидеры люто ненавидят Запад, но при этом дома имеют не в Северной Корее, а во Флориде. Потому что в Америке все равны перед законом и их дач и парков никто не снесёт. Почему же такую демократию они не хотят построить здесь?

Потому что Россию они воспринимают как дойную корову. И Химкинский лес косят везде. Вцепились в нефть и газ, но при этом любят порассуждать о модернизации.

В нашей стране сейчас настоящая диктатура бюрократии, которая считает себя высшей кастой. Зарплаты у бюрократов маленькие, но они посажены на какую-то территорию на кормление. И каждый с неё отжимает свою долю и набивает карманы. Вот свежий пример. Я участник фонда благотворительной организации, занимающейся лечением от алкоголизма и наркомании, «Дом на горе» в Ленинградской области. Люди там освобождаются от дурных привычек бесплатно. А местные бюрократы расценили нашу деятельность как коммерческую. И «Дом на горе», живущий на пожертвования, обложили чудовищной данью, как будто это заправка или казино. Подали на нас в суд за то, что не платим им огромных денег, которых у нас, естественно, нет. Вот пример благого дела, которое душит бюрократия. И такое происходит по всей стране. К чему эта система приведёт страну?

Мне жаль чиновников, очень много грешат. При нынешнем состоянии дел для них слишком велики соблазны. Поэтому нам всем надо спасать бюрократию. Контроль свободной прессы и гражданского общества облегчил бы их дальнейшее пребывание на этом и том свете. Мне стало многое понятно…

Шевчук на митинге в защиту Химкинского леса

«AиФ»: - После встречи с Путиным?

Ю. Ш.: - Нет, вообще. Наблюдая за жизнью страны. Мы сейчас не говорим о личностях. Богослов Дионисий Ареопагит сказал: «Перестань говорить против других, а говори в защиту истины, чтобы совершенно неопровержимо было говоримое». Об этом надо помнить, а не поливать дерьмом с утра до ночи конкретных людей. Когда случилась моя беседа с Путиным, я обсуждал деяния нашего правительства. Я убеждён, что Россию ведут не туда.

В стране много недовольных

 

«AиФ»: - Думаешь, Путин не догадывается, что у нас происходит? Не хочу тебя обидеть, но твоя попытка рассказать ему о том, что творится в России, выглядела, на мой взгляд, наивно.

Ю. Ш.: - Почему наивно? Я хотел услышать из первых уст, что он думает об этом. И Путин мне прислал маячок: всё в порядке, мы всё знаем. Кстати, есть что-то холопье в том, чтобы считывать какие-то сигналы, как многие наши политтехнологи, по выражению лиц президента и премьер-министра. И гадать: а что завтра будет - послабление или ужесточение? Мне легче прямо спросить и получить чёткий ответ.

«AиФ»: - И каков ответ?

Ю. Ш.: - Страна у нас вся больна. И власть, и оппозиция, и народ, и я болею, и ты. Нам всем надо выздоравливать.

Сцеживать или не сцеживать?

«AиФ»: - Где взять пилюли от этой болезни?

Ю. Ш.: - Процесс выздоровления идёт. Ещё 3 года назад всем было по фигу. «Электорат» считал 100 «несогласных» идиотами. А сейчас всё иначе. Людям надоело жить без свободной прессы, без диалога о судьбе Родины. Чтобы остановить коррупцию, власти необходимо выслушивать своих оппонентов, допустить в Думу разные политические партии, а не марионеточные, как сейчас. Тогда бы в стране не было такого давления, как в закипающем чайнике, который в конце концов может просто взорваться.

Но, с другой стороны, я понимаю, зачем они дают приказ избивать дубинками «несогласных» 31-го числа. Как только прекратят «отоваривать» (я в этом глубоко уверен), на митинги будут ходить не тысяча человек, а десять тысяч. Потому что недовольных в стране очень много. Народ просто сжали этой вертикалью. Я развеселился, когда к Путину одна певица обратилась с вопросом, где ей сцеживать молоко. Я видел, как власть сама оказалась заложницей своей вертикали. Вот и сидят на местах бедолаги, которые ничего не делают и ждут сигналов из Кремля. Сцеживать молоко или не сцеживать? И получается, что везде проблемы - моногорода, где-то рвануло, где-то сгорело. И Путин сам летает на самолёте и гасит. Не хватит его одного на все пожары и потопы. Надо систему менять, чтобы всё работало независимо от того, какая на дворе политическая фамилия.

Мы все - в пробке

«AиФ»: - А почему бы «несогласным» не митинговать в другом месте, где разрешено?

Ю. Ш.: - Кто-то сравнил эту ситуацию в стране с огромной пробкой. Всё стоит. Оппозиция и власть тоже стоят в этой пробке на Триумфальной площади.

«AиФ»: - Но кто-то же должен уступить. Чтобы разъехаться...

Ю. Ш.: - Эту гигантскую пробку может разрулить только Конституция, которую должны соблюдать все. И тогда страна поедет к светлому будущему, потому что Конституция у нас хорошая.

«AиФ»: - Недавно у твоей коллеги Земфиры мои сослуживцы поинтересовались, что она думает по поводу вырубки Химкинского леса и вообще оппозиции. Она ответила, что не знает ни чёткой программы оппозиции, ни её явного лидера. 

Ю. Ш.: - Земфире я бы ответил: «Землячка моя дорогая, просто чуть больше читай, интересуйся. Есть масса умнейших людей в стране, которые думают о том, какие мы с тобой сейчас».

Программа постепенно сформируется. Москва ведь тоже не сразу строилась. Это не просто - поднять с колен такую огромную страну, где до сих пор разные эпохи сосуществуют вместе. В нашей стране есть глухое средневековье в каких-то регионах. Есть «светлое будущее», если взять Рублёвку и другие элитные посёлки, которые есть по всей стране. Недавно мы ехали к другу на дачу по Рублёвскому шоссе в сторону Звенигорода. И вот едем: ни полей, ни лесов, с двух сторон дороги 6-метровые заборы. От кого они прячутся? От природы? От журавлей в небе? Ты где-нибудь за границей видел такое?

«AиФ»: - Нигде.

Ю. Ш.: - А почему у нас это происходит? Потому что мы не доверяем друг другу. Мы не улыбаемся друг другу и от каждого ждём подлянки. Для начала нам нужно освободиться от этих заборов.

«AиФ»: - Почему твои коллеги-музыканты тебя не поддерживают в гражданских акциях?

Ю. Ш.: -  Я не имею права осуждать своих коллег. На самом деле смелость разной бывает. Она такая же многогранная вещь, как любовь.

Бывает смелость физическая, когда один солдат идёт против роты врагов, а бывает интеллектуальная, как у Мандельштама, который, видя пьяного человека, из-за боязни с ним столкнуться перебегал на другую сторону улицы. А потом писал блестящие смелые стихи против Сталина. Если я за свободу мнений, за разномыслие и полемику, то как я могу всех заставлять дышать и действовать по-моему? Нам всем надо учиться слушать друг друга. Кстати, спасибо большое группе «Чайф» и Борису Гребенщикову за поддержку, которую я получил от них, когда молодёжные организации пытались нас поссорить в Интернете.

«ДДТ» в «чёрном списке»

«AиФ»: - Ты не задумывался о том, что твоя гражданская позиция тебе когда-нибудь аукнется? Ведь на центральных телеканалах тебя давно не жалуют.

Ю. Ш.: - Некоторые мои коллеги говорят мне, что я себя пиарю. Ну, ребята, я бы всем такого пиара пожелал. Да, «ДДТ» - в «чёрном списке» на Центральном телевидении. Мне журналисты канала «Россия», в частности, признались, что не имеют права говорить обо мне в эфире. Вот тебе пример реакции на мою гражданскую позицию. Бывают времена, когда нужно выбирать: твоя личная карьера или судьба страны. Второе у меня перевешивает. Мне за державу обидно.

Досье

Юрий Шевчук родился в 1957 г. в п. Ягодное Магаданской обл. Окончил художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического института. Основатель и лидер группы «ДДТ», которая существует с начала 80-х гг. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (97)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах