На 32-м Московском международном кинофестивале легендарному французскому режиссёру вручили приз «За выдающийся вклад в мировой кинематограф».
Ольга Шаблинская, «АиФ»: - Господин Лелуш, в 60-е годы ваш фильм «Мужчина и женщина» наделал много шума. Новая картина называется уже «Женщина и мужчины». Неужели за прошедшие 40 лет «расстановка сил» изменилась?
Клод Лелуш: - Совершенно верно. Женщины сегодня более эмансипированы, независимы и требовательны. Сильному полу тяжело принять эти перемены. Когда-то мужчина был ценен сам по себе, ему даже не приходилось прилагать усилий, чтобы убедить девушку выйти за него замуж. Сейчас прекрасный пол больше не хочет довольствоваться такой заданностью.
Я хочу, чтобы мужчины научились любить этих новых женщин. Они всё так же прекрасны, как и десятки лет назад. Просто дамы бросили нам вызов. Мы должны его принять, должны показать, на что способны, и соответствовать новому поколению женщин.
На самом деле все фильмы, которые я снимаю, - для женщин. Они мне интереснее. Женщины сложнее, часто смелее, чем мужчины, меньше лгут. Женщина для меня, с одной стороны, - сложное существо, с другой - очень интересное. Именно прекрасный пол вдохновлял меня на все фильмы. В моих картинах снимались очень, очень красивые артистки. Я благодарен за то вдохновение, которое они мне дарили. И ещё. Могу признаться честно: каждый раз на съёмках я немного влюблялся в актрис…
- Современный кинематограф изобилует постельными сценами. Режиссёры считают: если не «заглянуть под одеяло», рейтинга не будет.
- Есть тысячи способов заниматься любовью. Но меня интересует, что движет людьми, что побуждает их оказаться вместе в постели. И что вынуждает их больше этого не хотеть. Режиссёры, о которых вы говорите, - производители массового кино. Мы все знаем, где его снимают. Действительно, голливудский кинематограф делается для людей наивных. Тогда как европейские фильмы - это чаще всего авторское кино - для людей, которые размышляют.
- 32-й Московский международный кинофестиваль стартовал именно вашей картиной. На открытии вы сказали, что это очень важно для вас...
- Русское кино - это мой отец. Я был оператором документальной хроники. Решение стать режиссёром принял именно здесь, когда в 1957 г. приехал в Москву и по заданию телевидения нелегально снимал жизнь вашего города. В Мавзолее прикрепил к пиджаку маленькую камеру. Она, кстати, была шумная, поэтому я просил окружающих переговариваться и кашлять. (Смеётся.) В те дни мне посчастливилось на два дня попасть на съёмочную площадку фильма «Летят журавли» Михаила Калатозова. Наблюдая за работой великого режиссёра, понял, что именно этому делу хочу посвятить свою жизнь.
- В 8 лет вам подарили камеру, и маленький Клод увлечённо начал снимать окружающий мир...
- Для меня камера - как кисточка для художника. На самом деле все мы операторы и режиссёры. Глаза - лучшая камера, которая может быть. Они передают в ваш мозг фильмы из жизни в режиме реального времени. Важно, чтобы человек умел видеть, интересоваться тем, что вокруг него, чтобы направлять «камеру» в нужную сторону.