Примерное время чтения: 5 минут
303

Карен Шахназаров: «Деньги наше кино не спасут!»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. Глобальная катастрофа - 2012 отменяется! 16/06/2010

Таково мнение считает режиссёра, председателя жюри завершившегося 21-го фестиваля «Кинотавр» Карен Шахназаров

«АиФ»: - Карен Георгиевич, разговоры о поиске своего стиля в отечественном кино длятся уже много лет. По-вашему, этот самый стиль появился?

К.Ш.: - Ну если чернушность, мрачность можно назвать собственным стилем, то лицо наш кинематограф обрёл (смеётся). Но если серьёзно, наше кино по-прежнему в поиске самого себя. Периодически появляются отдельные удачные картины, но в целом складывается ощущение, что нашему кино вообще нечего сказать. Мне недавно товарищ, немецкий журналист, который давно живёт в России, сказал интересную вещь: «По вашему кино невозможно понять, как и чем живёт российский обыватель». И он абсолютно прав! В советском кино, например, этот самый обыватель присутствовал. Взять, скажем, картины «Я шагаю по Москве» или «Москва слезам не верит». Из них ясно, как жили в те годы обычные люди. А у нас сегодня снимают в основном про бомжей, наркоманов, бандитов и ещё не пойми про кого. И ведь снимают эту самую чернуху преимущественно молодые люди, которые, судя по всему, вполне неплохо живут и радуются жизни. Наверное, дело в каких-то глубоких общественных комплексах, засевших на уровне подсознания.

Да, в искусстве можно говорить о самых ужасных, страшных вещах. Другой вопрос - как. Та же повесть Достоевского «Записки из Мёртвого дома». Это одна из самых драматичных книг, но в ней нет чернухи. А всё потому, что автор любит людей, о которых пишет. А большинство наших молодых и возрастных кинематографистов не просто не любят своих героев - они их ненавидят. И, ненавидя, не могут разглядеть в них человеческие качества. А задача искусства - прежде всего  видеть человеческое!

«АиФ»: - А как быть с системой кинопроката? Ведь даже если ты снял качественный фильм, вряд ли он дойдёт до массового зрителя…

К.Ш.: - Нужно регулировать рынок. Есть масса примеров того, как это делать. Во Франции, например, запретили рекламу фильмов на телевидении.

- ?!

К.Ш.: - Я тоже сначала очень удивился. Дело в том, что рекламу на ТВ могут позволить себе преимущественно большие компании. А те, кто снимает авторское кино, денег на это не имеют. Они могут позволить себе лишь уличную рекламу, которая значительно дешевле. Таким образом уравниваются шансы дойти до зрителя у блокбастеров и у независимого кино.

А в Мексике, например, в многозальных кинотеатрах по закону два зала должны быть отведены исключительно для мексиканского кино. Причём прокатчики обязаны держать в репертуаре отечественный фильм не меньше двух недель, даже если на него не пришло ни одного зрителя.

«АиФ»: - При нынешних кинореформах, при тенденциях, которые вы наблюдаете, какое, по вашим ощущениям, кино мы будем иметь завтра?

К.Ш.: - Сложный вопрос… С одной стороны, деньги важны. А последние месяцев восемь в связи с реформированием системы кино государство практически не финансирует. Деньги есть, но в отрасль они не поступают. Это очень настораживает. Кинопроизводство - штука сезонная. Сейчас лето - горячая пора для съёмок. Но денег нет, поэтому почти никто не снимает. Может так случиться, что в следующем году тому же «Кинотавру» будет крайне сложно набрать картины для конкурса. Даже те восемь компаний, между которыми поделили почти 3 млрд руб. из госказны, денег до сих пор не получили.

С другой стороны, история показывает, что люди способны сделать гениальный фильм на голом энтузиазме, за копейки. В искусстве экономический и художественный кризисы не совпадают. Важно появление сумасшедше талантливых фигур. А такие вещи решаются на небесах. Если сегодня нашему кино дать пять или даже десять миллиардов долларов, поверьте, не изменится ровным счётом ничего. Не появится ни детского кино, ни музыкального, ни комедий хороших. Просто гонорары станут существенно выше, что в общем-то было бы очень неплохо (хохочет).

 

Досье

 

Карен Шахназаров родился в 1952 г. в Краснодаре. В 1975 г. окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Снял такие известные картины, как «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Цареубийца», «Американская дочь», «Исчезнувшая империя», «Палата № 6», и др. Член Общественной палаты РФ. Гендиректор киноконцерна «Мосфильм».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (14)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах