Конец 2009 года ознаменовался многими потерями, известные люди уходили из жизни один за другим. Некрологи, к сожалению, вызывали различные комментарии – хватало и равнодушия, и даже откровенного злорадства. Но первая большая потеря 2010 года, как нам кажется, вызовет скорбь у всех жителей нашей маленькой страны.
Маленькой – потому что он был королём страны маленьких людей. Он – это Сергей Григорьевич Козлов, автор сценариев к «Трям! Здравствуйте!», «Ёжику в тумане», «Львёнку и черепахе» и многим другим мультфильмам; он же написал множество детских книжек.
Человеческая гениальность бывает разной. Кому-то её проявлением кажется достижение физического совершенства. Кому-то – подвиги на государственном поприще. Кому-то – высшие поэтические достижения… Не в обиду будь сказано, Козлов сделал больше. Тем добрым, что ещё осталось в нашей измученной стране, мы обязаны не правителям и шоу-деятелям, а Сергею Григорьевичу.
Даже жаль, что Козлова больше знают по телеэкрану, по мультфильмам – он ведь в первую очередь великолепный детский писатель. Одна из его книг так и называется: «Львёнок и черепаха: Сказка в десяти главах, первую из которых знают все, а остальные – никто». Действительно, незабываемый мультфильм снят по первой сказки из десяти.
Трудно сомневаться, что теперь, после смерти писателя, появится гораздо больше изданий его книг, не дай бог дойдёт до собрания сочинений (трудно представить что-то нелепее, чем «Ёжик в тумане» под коричневым академическим переплётом). Но это не так важно. Заряд добра, который заложил Сергей Козлов, всё ещё спасает нас от впадения в скотство. Даст бог, спасёт и наших детей. Дальше – туманно. И не каждый ёжик пройдёт сквозь этот туман.
Свою первую премию – Корнея Чуковского – этот воспитатель двух поколений получил за месяц до смерти.
Козлов умудрился соединить несоединимое – высокий лиризм и обыкновенную занимательность. Он умудряется быть тонким, грустным, насмешливым – и при этом не казаться скучным. В русской детской литературе таких достижений просто нет, в мировой – разве что вечный скептик и пессимист Ганс Христиан Андерсен. Знаете ли вы, что в рассказе «Ёжик в тумане» никакого медвежонка нет? Ёжик один. Ему не к кому идти. Медвежонка пришлось приписать для мультфильма Юрия Норштейна, чтобы был какой-то хэппи-энд…
Современная молодёжь обсуждает мультфильмы на сценарии Козлова примерно в таком духе: «Какую траву он курил?!» Действительно, «Ёжик в тумане», признанный японцами лучшим мультфильмом в истории, не похож на «Ну, погоди!» или, прости господи, «Тома и Джерри». Никто не смог бы чётко сформулировать, о чём эта лента. И тем более – о чём сказка.
Зато на всех – от полугодовалых младенцев до стариков – она навевает настроение. Особое, странное настроение, которого после смерти Сергея Григорьевича не стало. Оно ещё продержится немного в мультфильмах и книгах, а потом тихонько уйдёт в никуда – как туман.
Если вы никогда не читали книги Козлова, а только смотрели мультфильмы по его сценариям, вам будет интересно почитать один из его рассказов...
Сергей Козлов
Правда, мы будем всегда?
«Неужели все так быстро кончается? – подумал Ослик. – Неужели кончится лето, умрет Медвежонок и наступит зима? Почему это не может быть вечно: я, лето и Медвежонок? Лето умрет раньше всех, лето уже умирает. Лето во что-то верит. поэтому умирает так смело. Лету нисколько себя не жаль – оно что-то знает. Оно знает что оно будет снова! Оно умрет совсем ненадолго, а по– том снова родится. И снова умрет... Оно привыкло. Хорошо, если бы я привык умирать и рождаться. Как это грустно и как весело!..»
Медвежонок зашуршал опавшей листвой.
– О чем ты думаешь? – спросил он.
– Я?.. Лежи, лежи, – сказал Ослик.
Теперь он стал вспоминать, как они встретились, как под проливным дождем пробежали весь лес, как сели отдохнуть и как Медвежонок тогда сказал:
– Правда, мы будем всегда?
– Правда.
– Правда, мы никогда не расстанемся?
– Конечно.
– Правда, никогда не будет так, чтобы нам надо было расставаться?
– Так не может быть!
А теперь Медвежонок лежал на опавших листьях с перевязанной головой, и кровь выступила на повязке.
«Как же это так? – думал Ослик.– Как же это так, что какой-то дуб разбил Медвежонку голову? Как же это так, что он упал именно тогда, когда мы проходили под ним?..»
Прилетел Аист.
– Лучше?.. – спросил он.
Ослик покачал головой.
– Как грустно! – вздохнул Аист и погладил Медвежонка крылом.
Ослик снова задумался. Теперь он думал о том, как похоронить Медвежонка, чтобы он вернулся, как лето. «Я похороню его на высокой-высокой горе, – решил он, – так, чтобы вокруг было много солнца, а внизу текла речка. Я буду поливать его свежей водой и каждый день разрыхлять землю. И тогда он вырастет. А если я умру, он будет делать то же самое, и мы не умрем никогда...»
– Послушай,– сказал он Медвежонку, – ты не бойся. Ты весной вырастешь снова.
– Как деревце?
– Да. Я тебя буду каждый день поливать. И разрыхлять землю.
– А ты не забудешь?
– Что ты!
– Не забудь, – попросил Медвежонок.
Он лежал с закрытыми глазами, и если бы чуть-чуть не вздрагивали ноздри, можно было бы подумать, что он совсем умер.
Теперь Ослик не боялся. Он знал: похоронить – это значит посадить, как деревце.