Репродукция картины «Портрет М.Ю.Лермонтова» художника П. Е. Заболотского. 1837 год. Государственная Третьяковская галерея. / Павел Балабанов / РИА Новости
Современники говорили, что талант, но характер невыносимый. Кто-то считал его стихи заурядными, кто‑то - гениальными. «АиФ» собрал разные оценки и личности, и творчества классика русской литературы.
Приговор судьбы
Потомок рода Лермонтовых (правнучатый племянник поэта) Владимир Соколов-Лермонтов рассказал «АиФ», кто и зачем оболгал Михаила Юрьевича при жизни и после смерти.
Ходил в штыковую
— Были и есть люди, которые хотят представить Лермонтова как незаконнорождённого: одни пишут, что он сын кучера, другие - сын еврейского доктора, третьи - сын чеченского разбойника. В действительности Михаил Юрьевич Лермонтов происходил из древнего рыцарского рода, известного с XI в. и связанного родственными узами с королевскими домами Шотландии, Англии и Франции. В 1613 г. один из потомков этого рода, Георг Лермонт, поступил на русскую службу, участвовал в освобождении Москвы от поляков во время Смутного времени. Сражаясь за русскую землю, он погиб под Смоленском зимой 1633-1634 гг. Спустя почти 200 лет в разорённой уже французами, но не побеждённой Москве, в 1814 г., на свет божий появится его потомок - великий русский поэт.
В детстве Михаил заслушивался рассказами двух своих дядюшек, которые участвовали в войне с Наполеоном. И сам он выбрал военную стезю, отличившись на Кавказской войне, где командовал летучим отрядом. Один из боёв, на реке Валерик, поэт описал в письме: «Нас было всего 2000 пехоты, а их до 6 тысяч; и всё время дрались штыками. У нас убыло 30 офицеров и до 300 рядовых, а их 600 тел осталось на месте…» В отряде под командованием поручика Лермонтова были и казаки, и кабардинцы, и черкесы, и чеченцы, выступавшие на нашей стороне.
Будучи внешне отнюдь не богатырём, поэт мог связать в узел железный шомпол. При этом он играл на скрипке, рисовал картины, владел несколькими языками, показывал незаурядные успехи в математике. Белинский восхищённо говорил о Лермонтове: «Гёте почти всего наизусть дует, Байрона режет тоже в подлиннике».
Есть версия, что император Николай I сослал поэта на Кавказ, чтобы подставить его под пули и тем самым ликвидировать неугодного ему человека. Всё с точностью до наоборот - в столице поэту грозила куда большая опасность, что и доказала дуэль Лермонтова с сыном французского посланника де Баранта. Дуэль произошла недалеко от места, где за несколько лет до этого был убит Пушкин, - на Чёрной речке. К счастью, Барант промахнулся. В ответ Лермонтов благородно выстрелил в воздух.
Версия, что Лермонтов и царь были врагами, активно распространялась в советское время. По этой причине цензуре подверглось знаменитое стихотворение «Смерть поэта» - был отрезан эпиграф со строками: «Отмщенье, государь, отмщенье! Паду к ногам твоим: Будь справедлив и накажи убийцу...» Ясно, что отнюдь не Николая I Лермонтов считал убийцей Пушкина. Последние 16 строк стихотворения Лермонтов дописал спустя 10 дней. Из этих строк видно, что поэт понимал: дуэль с Дантесом - не бытовой конфликт. Убийство Пушкина - часть заговора, за которым стояли люди, «охраняемые сенью закона», - высокопоставленные предатели государственных интересов.
Очевидно, что Лермонтов, вставший на их пути, должен был быть сметён. И не только физически - его надо было оклеветать, тем самым уничтожив для истории и потомков. Именно это и произошло - были написаны мемуары, в которых поэт характеризовался как капризный, мстительный, психически неуравновешенный человек. Но вот что писала в письме к самому Лермонтову его верный старший друг Мария Лопухина (она была старшей сестрой Вареньки Лопухиной, любовь к которой, как принято считать, поэт сохранил в своём сердце с ранней юности до последних дней): «Остерегайтесь сходиться слишком быстро с товарищами, сначала хорошо их узнайте. У Вас добрый характер, и с Вашим любящим сердцем Вы тотчас увлечётесь». В его собрания сочинений были включены произведения, которые он не писал и которые противоречили его взглядам. Вот лишь один пример. Спустя 32 (!) года после кончины поэта в тогдашней прессе всплыло стихотворение «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ…». Якобы Пётр Бартенев, издатель журнала «Русский архив», записал его со слов современника Лермонтова, имя которого он так и не назвал. Бартеневу на момент гибели поэта было 11 лет. Повторюсь: оригинала «Прощай, немытая Россия...», написанного рукой Лермонтова, не существует. Однако эту фальшивку и по сей день публикуют как произведение Лермонтова.
При жизни Лермонтова вышел всего один сборник его стихов, куда он из 400 стихотворений выбрал только 26. Он был предельно требователен к себе, понимая, что значит публиковать стихи в России после Пушкина. Его поэзия носила пророческие черты. В начале XIX в. (в 15 лет!) он предсказал возможную революцию («Настанет год, России чёрный год, Когда царей корона упадёт») и страшную Гражданскую войну («И пища многих будет смерть и кровь»). Эти стихи он записал к себе в ученическую тетрадь. Предугадал поэт и свою раннюю смерть: «Кровавая меня могила ждёт, Могила без молитв и без креста». Первое захоронение Лермонтова в Пятигорске - обычная плита с именем Михаил. Лишь когда бабушка Елизавета Арсеньева перевезла останки внука в Тарханы, над могилой поэта была возведена часовня.
С дуэлью Лермонтова много неясного: участники этого трагического события путались в показаниях. В пользу того, что это было убийство, свидетельствует и такой страшный факт: раненый Лермонтов несколько часов истекал кровью под проливным дождём...
Николай I, узнав о смерти Лермонтова, произнёс: «Ушёл человек, который мог бы заменить нам Пушкина». Дочь царя, великая княгиня Ольга, зачитывавшаяся стихами поэта, написала: «Смерть Лермонтова - общественная катастрофа».
Все юбилейные даты Лермонтова загадочным образом связаны с судьбоносными событиями для России - в 1914 г. (100 лет со дня рождения поэта) началась Первая мировая война, в 1941 г. (100 лет со дня смерти) - Великая Отечественная, в 1991 г. (150 лет со дня кончины) развалился СССР. И вот 2014 г.: 200-летие поэта - война на Донбассе и конфликт России с Западом. И потому лучшее, что каждый из нас может сделать в год его 200-летия, - открыть томик Лермонтова, прочитать хотя бы несколько его стихотворений и вспомнить его слова: «У России нет прошедшего, она вся в настоящем и будущем». Лично в меня эти слова вселяют большую надежду.
Лермонтовский Пятигорск. Места, где бывал великий поэт
Первый в России памятник Михаилу Лермонтову. Торжественное открытие состоялось в Пятигорске 16 августа 1889 года. Поэт изображен сидящим в глубокой задумчивости, с открытой книгой у ног. Взор устремлен к Кавказским горам.
Провал – единственная пещера на южном склоне Машука. Внизу находится просторный каменный грот с озером голубой воды.
В 19 веке прогулки к Провалу были любимым развлечением «водяного общества». В «Княжне Мери» Лермонтов пишет, что Провал на склоне Машука представляет собой угасший кратер вулкана.
Эолова арфа – каменная беседка, стоящая на высоком уступе горы Машук. Она построена братьями Бернардацци в 1830–1831 годах. Название ее связано с именем бога ветров Эола. В беседке находился необычный музыкальный инструмент, который приводился в действие силою ветра. Это место Михаил Лермонтов упомянул в повести «Княжна Мери»: «На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой Арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус».
Парк «Цветник». Этот курортный парк заложили в 1829 году по чертежам братьев Бернардацци. Здесь были устроены многочисленные цветники, высажены аллеи из кавказских каштанов, клёнов и лип. В середине 19 века все высшее общество предпочитало проводить время в «Цветнике». В желтом здании расположены Лермонтовские ванны. Прежде назывались Николаевскими. Михаил Лермонтов в письме к своему другу С.А.Раевскому сообщал: «Простудившись дорогой, я приехал на воды весь в ревматизмах; меня на руках вынесли люди из повозки, я не мог ходить – в месяц меня воды совсем поправили; я никогда не был так здоров…»
В центре парка «Цветник» располагается Лермонтовская галерея. Это прямоугольное сооружение из цветного стекла, металла и дерева. Павильоны изготавливались частично в Варшаве, частично в Петербурге, затем в разобранном виде они были доставлены на Кавказ и установлены в качестве курортных галерей для прогулок отдыхающих в ненастную погоду в парках Пятигорска и Железноводска. Галерею в Цветнике открыли в 1901 году, в 60-ю годовщину гибели Лермонтова. Галерея получила название Лермонтовской.
Академическая галерея. Во времена Лермонтова это был самый популярный источник на Кавказских водах.
В «Герое нашего времени» Печорин в своем дневнике замечает: «На площадке близ него (колодца) построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. Несколько раненых офицеров сидели на лавке, подобрав костыли, - бледные, грустные».
Обелиск на месте гибели Лермонтова. Памятник был выполнен в 1914 году по проекту Б.М.Микешина из кисловодского песчаника.
Лермонтовский Пятигорск. Места, где бывал великий поэт
Первый в России памятник Михаилу Лермонтову. Торжественное открытие состоялось в Пятигорске 16 августа 1889 года. Поэт изображен сидящим в глубокой задумчивости, с открытой книгой у ног. Взор устремлен к Кавказским горам.
Провал – единственная пещера на южном склоне Машука. Внизу находится просторный каменный грот с озером голубой воды.
В 19 веке прогулки к Провалу были любимым развлечением «водяного общества». В «Княжне Мери» Лермонтов пишет, что Провал на склоне Машука представляет собой угасший кратер вулкана.
Эолова арфа – каменная беседка, стоящая на высоком уступе горы Машук. Она построена братьями Бернардацци в 1830–1831 годах. Название ее связано с именем бога ветров Эола. В беседке находился необычный музыкальный инструмент, который приводился в действие силою ветра. Это место Михаил Лермонтов упомянул в повести «Княжна Мери»: «На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой Арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус».
Парк «Цветник». Этот курортный парк заложили в 1829 году по чертежам братьев Бернардацци. Здесь были устроены многочисленные цветники, высажены аллеи из кавказских каштанов, клёнов и лип. В середине 19 века все высшее общество предпочитало проводить время в «Цветнике». В желтом здании расположены Лермонтовские ванны. Прежде назывались Николаевскими. Михаил Лермонтов в письме к своему другу С.А.Раевскому сообщал: «Простудившись дорогой, я приехал на воды весь в ревматизмах; меня на руках вынесли люди из повозки, я не мог ходить – в месяц меня воды совсем поправили; я никогда не был так здоров…»
В центре парка «Цветник» располагается Лермонтовская галерея. Это прямоугольное сооружение из цветного стекла, металла и дерева. Павильоны изготавливались частично в Варшаве, частично в Петербурге, затем в разобранном виде они были доставлены на Кавказ и установлены в качестве курортных галерей для прогулок отдыхающих в ненастную погоду в парках Пятигорска и Железноводска. Галерею в Цветнике открыли в 1901 году, в 60-ю годовщину гибели Лермонтова. Галерея получила название Лермонтовской.
Академическая галерея. Во времена Лермонтова это был самый популярный источник на Кавказских водах.
В «Герое нашего времени» Печорин в своем дневнике замечает: «На площадке близ него (колодца) построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. Несколько раненых офицеров сидели на лавке, подобрав костыли, - бледные, грустные».
Обелиск на месте гибели Лермонтова. Памятник был выполнен в 1914 году по проекту Б.М.Микешина из кисловодского песчаника.
5 главных романов Лермонтова
Екатерина Сушкова. 1830 г.
Ему - 16. Сушкова стала для поэта первой глубокой - и безответной - любовью. Через 4 года он будет ухаживать за Сушковой, чтобы избавить своего друга Алексея Лопухина от женитьбы на этой женщине. Сушкова же искренне полюбит поэта. Лермонтов напишет: «Я хорошо отомстил за слёзы, которые кокетство м-ль С. заставило меня пролить 5 лет назад».
Наталья Иванова. 1830 г.
Они встретились, когда Лермонтов гостил у родных. Иванова стала одной из самых сильных страстей поэта. А сама она предпочла его друга Николая Обрескова, который был более симпатичен, а главное, более решителен в обращении с прекрасным полом. Лермонтов посвятил ей множество стихов: «Я не достоин, может быть, Твоей любви: не мне судить; Но ты обманом наградила Мои надежды и мечты...»
Варвара Лопухина. 1832 г.
Сестра его хороших друзей - Алексея, Марии и Елизаветы Лопухиных. Вареньку Лермонтов разглядел во время поездки в Симонов монастырь, куда отправились компанией. В 1835 г. Лопухина выйдет замуж за другого - по слухам, к этому её подвигло известие о том, что Лермонтов ухаживает за Сушковой. Чувство к Вареньке он сохранит до конца жизни.
Мария Щербатова. 1839 г.
Поэт познакомился с ней на литературном салоне у Карамзиных. Ей - 19, ему - 25. Из-за неё он стрелялся с сыном французского посла Барантом - на одном из балов, где были все трое, Щербатова оказывала Лермонтову явное предпочтение. Ей Михаил Юрьевич посвятил «Молитву»: «В минуту жизни трудную...»
Екатерина Быховец. Конец 1830-х
Дальняя родственница поэта. Познакомились они также у родственников. В ней он пытался найти черты Вареньки Лопухиной, о чём честно признавался в стихах: «Нет, не тебя так пылко я люблю...» Они встретились в Пятигорске, в день дуэли, вместе ездили на пикник... Она стала последней женщиной в его жизни.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.