Красота – понятие относительное
– Тема любви – главная тема вашего творчества. Почему?
– А дайте мне другую тему! Если не про любовь, то про что? Что-то разве еще есть? Я пытаюсь писать про жизнь, смерть и любовь. Писать современные истории про рейдерство или про адвокатов мне неинтересно, потому что это публицистика. Я всю жизнь занимаюсь журналистикой и литературой параллельно. Все, что мне хочется сказать в жанре публицистики, я имею возможность выразить на телевидении, на радио, в прессе. Поэтому, когда я сажусь писать что-то другое, я хочу говорить про самые главные вещи.
Так как любовь не менялась с течением времени, а отношение к этому чувству менялось сильно и в разные эпохи было разным, мне хотелось понять, какое отношение к любви сегодня. И я написал роман «Карма», где через современную молодую женщину, журналистку желтой газеты, такую современную оторву, я попробовал понять, что с ней происходит, когда она влюбляется? Речь идет не о сексе или страсти, речь о любви.
– А что вы больше всего цените в женщинах?
– Это бесконечный вопрос, я на него стараюсь не отвечать. Во времена моей юности в мясных магазинах висела схема тушки и можно было выбрать понравившуюся часть. Вот я больше люблю филе, а ребрышки – не очень. Но с женщиной же так быть не может! Когда она появляется в твоей жизни, ты начинаешь ее ценить вообще как таковую. Или не начинаешь.
Говорят, что в женщине нужно ценить ум. Согласен. Но мне кажется, что в первую очередь любовь начинается с того, что ты оцениваешь внешность. Причем красота – понятие относительное. Что для одного человека красиво, для другого – омерзительно. И лишь оценив в женщине внешность, мужчина может уже потом оценить ее ум, своеобразие и т. д.
Искусство диалога
– Вы – виртуоз интервью. Но если задуматься, любой человек каждый день, задавая вопросы или отвечая на них, тоже, по сути, берет интервью?
– Не совсем так. Хотя, как посчитали американцы, 80 процентов общения в нашей жизни – это интервью. У меня буквально на днях вышла книга «Не молчи, или Книга для тех, кто хочет получать ответы». В ней я как раз хочу помочь не только профессиональным журналистам, но и всем тем, кто хочет научиться брать интервью в повседневной жизни.
Ведь, если разобраться, есть три цели общения: дать и получить информацию и испытать удовольствие. Беря интервью, вы получаете или делитесь информацией. А когда вы общаетесь ради удовольствия, например сидите с человеком и мило треплетесь на завалинке, никакой информации не получаете. Вам просто сам процесс разговора нравится. Я же занимаюсь тем, что пытаюсь помочь людям общаться так, чтобы получать нужную информацию.
– Вы производите впечатление очень решительного человека. А на самом деле? Принимая какие-нибудь решения в жизни, вы с кем-нибудь советуетесь?
– Как правило, принимаю решения сам. А что касается ребенка, советуюсь с женой. Сейчас вот мы меняем ему школу. Потому что та школа, в которой мой сын-пятиклассник учится, мне не нравится. Я это понял, пообщавшись с его педагогами.
А когда я решил писать книгу «Многослов», советовался лишь с одним человеком. Потому что я никому не смог бы объяснить, что это такое. Я чувствовал, а рассказать не мог. И эта книжка поначалу вышла в издательстве очень маленьким тиражом. Потому что никто не верил, что «это» может пользоваться спросом.
«Многослов»
– О чем эта книга?
– «Многослов» – про главные слова в человеческой жизни: любовь – измена – вера – жизнь и смерть, и так далее. Довольно толстая получилась книга. Когда я все это написал, подумал, что мне было бы интересно написать «Многослов-2, или Записки офигевшего человека». Офигевшего от обилия политических, социальных и так далее слов. И если первый «Многослов» – это слова о жизни души человека, то второй – о его политической жизни: власть, политика, дипломатия, тюрьма, свобода и т.д.
– Писать такой фундаментальный труд было трудно?
– Для того чтобы написать «Многослов -2», мне пришлось прочитать огромное количество книг, потому что в отличие от любви и измены, чтобы размышлять о демократии, нужно знать, что это слово значит. Вот этим я и занимаюсь последний год с невероятным остервенением.
– Среди коллег вы давно слывете интеллектуалом. А своей интуиции вы доверяете?
– Конечно! Мозги могут обмануть, а интуиция никогда. Надо доверять своим чувствам. Интуиция – это голос, с помощью которого Бог с нами разговаривает. И у него нет никакой другой возможности передать нам информацию. Но тут важно не принять за интуицию что-то другое. Скажем, если ты просыпаешься рано утром и тебе не хочется идти на работу, это – не интуиция, а лень.
Хотя лень я считаю положительным качеством. Лень – это признак ума. Это нежелание делать то, что тебе не хочется. Ни один человек не ленится делать то, что ему интересно. В принципе, желательно так и построить свою жизнь, чтобы того, что тебе не хочется, делать не приходилось. Но это, увы, не всегда получается.
Наша справка
Первым местом работы известного телеведущего, режиссера и драматурга был… морг городской больницы №36 Москвы. Потом Андрей Максимов работал в журналах «Пионер», «Дар», в газетах «Комсомольская правда» и «Собеседник». Заочно окончил факультет журналистики МГУ, на котором учился аж 14 лет.
Широкой публике Андрей Максимов известен в первую очередь как ведущий программы «Ночной полет» (канал «Культура») и программы «Дежурный по стране с Михаилом Жванецким». Телевизионная работа стала для него основной после того, как он попал в телекомпанию АТВ, в которой вел программы «Времечко», «Старая квартира».
Театральная публика знает его как драматурга, автора и постановщика многочисленных пьес, спектакли по которым с успехом идут в разных театрах Москвы. Занимается Андрей Маркович и преподавательской деятельностью – читает лекции студентам журфака МГУ, а также Независимой школы кино и телевидения.
Член Академии российского телевидения Андрей Максимов является также членом сразу трех творческих союзов: Союза писателей, Союза журналистов и Союза театральных деятелей России.