Детище жизни
– У вас двое сыновей и детище всей вашей жизни – «Тодес». Кто рождался сложнее?
– (Смеется.) «Тодес», конечно. Но и мои мальчишки, и мой коллектив – все они у меня горячо любимы.
– Правда ли, что днем рождения вашего балета стал Международный женский день?
– Да. Наши первые концерты состоялись 8 Марта, так что это для нас – двойной праздник. С тех пор держим планку, стараемся, чтобы она не опускалась, а только поднималась.
– А как появилось название вашего коллектива?
– Тодес – так называется один из элементов фигурного катания. В Риге, где я жила, был женский коллектив, в Питере – мужской. Он и назывался «Тодесом». Мы решили объединиться и долго пытались придумать свое новое название. Так долго, что руководитель нашей филармонии сказал нам: «То же мне, встреча «Битлз» и «Квин»! Мне афиши срочно нужно печатать. Будете «Тодесом»!» И я благодарна ему за это волевое решение.
Один – за всех, все – за одного
– История балета «Тодес» началась много лет назад. Тогда это был небольшой танцевальный коллектив. Сейчас «Тодес» называют страной в стране. Вы – ее президент. Вам трудно руководить этой страной?
– А вы как думаете? Конечно, нелегко. Думаю, меня поймут все, кто руководит крупными компаниями. «Тодес» – не просто танцевальный коллектив, это отличная слаженная команда, это семья, а это значит, что я не одна, потому и справляюсь со всеми трудностями. У нас все держится на взаимодоверии, помощи и поддержке.
– Сколько человек прошло через «Тодес» за все время его существования?
– Нас было 14, когда мы начинали. А сейчас в профессиональной труппе 150 человек. А еще ведь есть филиалы, школы, студии по всей стране и за рубежом. И сменилось уже три поколения.
– А также множество ярких номеров, многие из которых достойны восхищения. А есть ли у вас любимый?
– В каждый из них вложила всю душу, силы и умение. Выделить несколько любимых сложно.
– Они как-то связаны с событиями вашей личной жизни?
– Конечно. По номерам хореографа можно проследить его личную жизнь. Вдохновение черпается из каких-то жизненных ситуаций. Я всегда говорю: «Мы танцуем жизнь». У нас даже программы называются так: «Танцуем любовь». Хореография передает все чувства без слов, станцевать можно даже то, что вербально выразить вряд ли удастся.
Остановись, мгновенье…
– Вы долгое время жили в самой заграничной части СССР и СНГ – столице Латвии Риге. Как на вас повлияла эта «западность»?
– Это же был портовый, открытый город. И вся информация, в том числе и связанная с нашей профессией, до него быстрее доходила. Мы первыми видели необходимое нам видео. И стиль одежды в Риге был более ярким, чем в других городах тогдашнего СССР.
– Ваш балет не спутаешь ни с каким другим. Как вам удалось это сделать?
– У нас действительно есть свой собственный, неповторимый, оригинальный стиль. Это и отличает «Тодес» от прочих танцевальных коллективов в России. Профессиональный подход к работе, совмещение хореографии и актерского мастерства, тщательная работа над костюмами, продуманная драматургия каждого номера, использование в шоу самых новейших технологий – вот составляющие, из которых складывается творчество коллектива. Секретов нет. Надо просто честно делать свое дело. И любить его.
– «Остановись, мгновенье, ты – прекрасно!» – часто ли вам хотелось произнести эту фразу, глядя на выступление своего коллектива?
– Да. Каждый раз, когда в финале программы зрители стоя аплодируют нам, мне хочется ее произнести.
Никакой косметики!
– Вы великолепно выглядите. Есть ли у вас свои секреты ухода за собой?
– Спасибо моим родителям за хорошую генетику. Мои знакомые иногда говорят: «А что Алла с собой сделала? Пластическую операцию?» Никто не верит, что я еще не сделала ни одного укола, ни одной подтяжки. Знакомые косметологи, у которых я раз в год появляюсь, меня ругают: я даже кремами пользуюсь через пень колоду. Взбредет в голову – накладываю крем, но мания ухода за собой длится недолго.
И косметикой я не пользуюсь уже около десяти лет. У меня аллергичная кожа – начинает реагировать даже на пудру и тушь. И тон на лицо не накладываю. Единственное, что я делаю, – каждый день утром и вечером умываюсь ромашковой водой, а не водой из-под крана. Вот и весь мой секрет.
– А как вы относитесь к эстетической медицине, всяким тюнингам, лифтингам, подтяжкам, которыми так увлечены звезды нашего шоу-бизнеса?
– Если понадобится, если увижу, что мне необходимо что-то сделать, пойду к специалисту. Профессия обязывает. Хотя хирургическое вмешательство – как игра в рулетку: кому как повезет. Всегда есть риск. Убеждена: если можно обойтись без операции, лучше ее отложить. Порой, глядя на все результаты пластики, кажется, что у всех одни родители. Наверное, профессионализм эстетического хирурга заключается еще и в том, чтобы помочь пациенту вовремя остановиться.
Точка опоры
– Сегодня мы живем в условиях кризиса. Многие люди настроены пессимистично. Как в этих условиях найти точку опоры?
– У нас в стране постоянно идет борьба за выживание. Наверное, люди подустали уже от этого. Жить стало сложно, это правда. И удача улыбается не всем, не каждый может добиться своей цели. Ведь многое не только от человека зависит, но и от обстоятельств, даже от места, где он живет.
Но я по натуре оптимист и, даже когда случаются неприятности, всегда себе говорю: «Ничего, все к лучшему». И в конечном итоге так и получается! Если человек умеет настраивать себя позитивно, у него в жизни обязательно все будет хорошо!
– А если бы вам снова пришлось проделать свой жизненный путь, каких бы ошибок вы избежали?
– Раньше мое отношение к людям было очень категоричным. Руководить начала очень рано, мне тогда только 19 лет исполнилось, и по молодости во мне преобладал юношеский максимализм. С течением времени появилась мудрость, и я стала помягче. Не нужно ни о чем жалеть – что сделано, то сделано. На ошибках ведь учатся!
Наша справка
Высшего хореографического образования в традиционном смысле у Аллы Духовой нет – есть божий дар и одержимость, которые ведут ее по жизни и помогают делать то, что она делает. Очень рано, в одиннадцать лет, мама отвела маленькую Аллу в хореографическую народную студию, где быстро поняли, что у девочки – призвание танцевать. А потом был рижский цирк, студия современного танца в доме культуры, а с 1986 года – «Todes», руководителем которого она является.
Алла Духова – лауреат национальной премии «Овация». Она – и с балетом, и как хореограф – участвовала в самых масштабных и престижных событиях российской культурной жизни. В ее профессиональном активе – постановки эстрадного блока закрытия празднования 850-летия Москвы, «Рождественские встречи Аллы Пугачевой», «Новогодние огоньки» на Первом канале и многое, многое другое.