Анатолий Залевский — один из самых востребованных эквилибристов в мире. Заслуженный артист Украины. Звезда канадского Cirque Du Soleil, который позже основал собственное пластическое шоу — Rizoma. В середине ноября Анатолий впервые привезёт в Москву свой новый спектакль Rizoma.Time — оба эти представления уже побывали на мировых гастролях, а теперь новое шоу эквилибриста добралось и до России.
Широкую известность Залевскому принесло создание своего собственного стиля, Soul Circus, в котором вместе соединились сила, пластика, эквилибристика, философия. Самый яркий пример такого сочетания — красивейший номер Dream (благодаря ему эквилибрист завоевал множество престижных мировых наград, в том числе и «Золотого клоуна» — аналога «Оскара» в цирковом искусстве).
Елена Меньшенина, АиФ.ru: Анатолий, почему цирк меняется, постепенно уходит от каких-то традиционных номеров?
Анатолий Залевский: Человек развивается, и цирк тоже. Причём разные жанры искусства по-разному влияют на людей: например, балет больше развивает физические возможности тела, а цирк — ловкость, ведь артисту приходится делать различные сложные трюки, над которыми надо долго работать. Получается, что сейчас человек становится на совершенно другой уровень развития.
– То есть это такая эволюция?
– Да. Цирк (а вместе с ним и балет, и театр, и другие жанры) совершенствуется. Просто цирк сейчас считается наиболее развивающейся областью, потому что в нём объединяются все жанры. Поэтому и становится более актуальным.
– Вы не просто делаете зрелищное шоу, а вкладываете в него какой-то смысл, чтобы зрителям было о чём задуматься.
– Да, мы стараемся развивать все стороны человека. Это как с телевизором: одно дело — просто смотреть картинки, а другое — когда совпадает картинка, личное восприятие, какие-то чувства и эмоции человека — тогда зритель получает намного большее удовлетворение.
– Какие составляющие должны быть в хорошем цирке?
– Я думаю, тут нет какого-то одного определённого качества. Главное — чтобы человек, который смотрит представление, верил в то, что происходит на сцене, сопереживал и ему было интересно.
– Насколько я знаю, заниматься в цирковой студии вы начали с 5 лет?
– Да.
– Никогда не хотелось всё бросить и заняться чем-то другим? Ведь быть артистом цирка — очень напряжённая работа.
– Наоборот: чем больше я посвящаю себя этому процессу, тем интереснее он для меня становится и тем больше он раскрывается для меня с разных сторон. Может быть, когда был совсем маленьким, я ещё мог выбирать себе профессию: заниматься цирком, играть в футбол или делать что-то ещё… а сейчас — нет.
– А сколько времени в день вы уделяете репетициям?
– Я разработал для себя специальную зарядку, нечто похожее на сочетание гимнастики и йоги, и делаю её обычно 4–5 раз в день. Ну и, помимо гимнастики, конечно, обязательно должна присутствовать основная тренировка, более «физически напряжённая».
– Анатолий, а как вы придумали ваш коронный номер?
– Для этого был толчок: какое-то время, довольно долгое, я репетировал на скользком полу в маленьком пространстве. Так мне и пришла идея — создать номер на скользком полу. Ну а потом, со временем, когда я начал репетировать, появилась уже и такая выразительная хореография. (Залевский основал такие жанры, как «эквилибр на полу» и «эквилибр на скользкой поверхности» — прим. ред.)
– А зрители в разных странах принимают вас одинаково?
– Публика везде разная: где-то она более интеллектуальная, а где-то — более эмоциональная. В Москве, например, зрители интеллектуальные и представления смотрят очень внимательно. Ну, а дома всё понятно — Украина любит нас, чувствует что-то родное.
– Чего вы ждёте от предстоящей премьеры своего шоу в Москве?
– Что-то прогнозировать и планировать сейчас сложно. Но мы настроены очень оптимистично и готовы сделать небольшое чудо — и для себя, и для зрителей. А остальное время покажет.