«… Ах, куда мне деться,/ Дайте оглядеться,/ Спереди застава, сзади — западня/ Белые, зеленые, золотопогонные,/ А голова у всех одна, как у меня».
Эта песня, которую в фильме «Бумбараш» поет Александр Хочинский, с экрана моментально «ушла в народ». Да и не только она — поэт Юлий Ким и композитор Владимир Дашкевич сочинили к этой картине целую россыпь хитов.
Для Валерия Золотухина, к примеру, своеобразной «визитной карточкой» стала песня «Ходят кони». Помните? «Ходят кони над рекою, ищут кони водопоя…» Петь которую, между прочим, изначально должен был совсем не его Семен.
«Бумбараш» снимался в то время, когда про Гражданскую войну уже стало можно говорить не только с позиции «славы, сострадания достойны только большевики и красноармейцы».
Первой ласточкой в этой смене интонаций стали «Неуловимые мстители» Эдмонда Кеосаяна, которые были сняты по написанной ещё в 1920-е повести «Красные дьяволята». А «Адъютант его превосходительства» Евгения Ташкова вообще чуть ли не сразу стал классикой приключенческого кино. Правда, «Комиссар» Александра Аскольдова и «Интервенция» Геннадия Полоки всё же отправились на полку. Но при этом в прокат официально вышел героико-приключенческий мюзикл Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Опасные гастроли», а столь же «несерьезный» и музыкальный «Бумбараш» на десятилетия стал любимым у зрителя.
Зайдите на любой сайт, посвященный отечественному кино, — про «Бумбараш» там до сих пор зрители и пишут, и спорят: «После долгого перерыва снова посмотрела "Бумбараш". Обожаю этот замечательный фильм с талантливым Валерием Золотухиным в главной роли. Смешной и грустный фильм о серьезных вещах в годы гражданской войны. Каких только атаманов не было! И у каждого были свои солдаты. Прекрасная музыка и восхитительные песни в исполнении Золотухина и Хочинского. Спасибо за фильм!» Для многих актеров эта лента стала тем самым шансом, который артисты, бывает, ждут годами.
В конце прошлого, 2023 года, ушла из жизни Наталья Дмитриева, сыгравшая Варвару. Из основного актерского состава сейчас здравствуют лишь Екатерина Васильева — Атаманша Тульчинская и Юрий Смирнов — Гаврила. Остальных унесли кого возраст, кого — страшные болезни… Aif.ru решил вспомнить, как сложились судьбы артистов после «Бумбараша».
Валерий Золотухин — Семен Бумбараш
Начнем с того, что в киносудьбе Золотухина Бумбараша вообще могло и не случиться — на эту роль претендовал Михаил Кононов. И даже был утвержден!
Золотухин к началу 1970-х был уже достаточно известным актером, хотя и без почетных званий. С момента прихода Юрия Любимова он играл в Театре на Таганке, выходил на сцену в знаковых спектаклях «Добрый человек из Сезуана», «Герой нашего времени», «Десять дней, которые потрясли мир», «Павшие и живые», «Антимиры». В кино ситуация была чуть похуже — Золотухин снялся в «Интервенции», которая тогда так и не вышла на экраны, но потом сыграл роль участкового милиционера Серёжкина в народном детективе «Хозяин тайги». Появился он и в «Беге» Алова и Наумова — еще одной саге о Гражданской, снятой по мотивам произведений Михаила Булгакова.
У Кононова «послужной список» к тому времени был посолиднее: главная роль в «Начальнике Чукотки», монах Фома в «Андрее Рублеве» у Тарковского, а еще — «До свидания, мальчики!», «В огне брода нет» и «Начало» Глеба Панфилова.
И режиссер Абрам Народницкий, который должен был снимать картину, утвердил именно Кононова. Однако в пару к возрастному Народницкому «выдали» более молодого режиссера Николая Рашеева. Которому не хотелось снимать очередное «монументальное полотно», а хотелось иного — и трогательного, и смешного, и героического одновременно. Поэтому Кононова в роли Бумбараша он не увидел — слишком уж серьезен. А его Бумбарашу нужна была чудинка. Но и Золотухин на пробах Рашееву не очень показался: Валерий перестарался, стараясь быть максимально убедительным. Но Рашеев понимал: в этом актере что-то есть. Кто-то посоветовал: сходи на Таганку, посмотри, как он там играет. Тот сходил. После чего уже безо всяких сомнений утвердил Валерия Сергеевича на роль. А когда Золотухин еще и запел, все окончательно встало на свои места.
«Бумбараш» вывел Золотухина на совсем другой уровень — его герой стал поистине народным. Хотя — вот парадокс! — многие зрители так и не запомнили, как его зовут. Имя «Семен» звучало только в неоконченной повести Гайдара, которая легла в основу сценария, в кино же создатели прекрасно обошлись одной фамилией. Зато самого Золотухина теперь знали буквально все, в том числе и режиссеры. В театре же Валерий Сергеевич получил прозвище «Бумбарашка».
Как ни странно, но очень весомых работ в кино у Золотухина после «Бумбараша» случилось не слишком много — Моцарт у Швейцера в «Маленьких трагедиях», Киврин в «Чародеях» и вампир в «Дозорах» уже в нулевые. А так звали в основном на героев второго плана. Гораздо больше сил и любви он отдавал театру. Вот здесь были и «Вишневый сад», и «Владимир Высоцкий», и «Театральный роман» и другие спектакли, поставленные Юрием Любимовым. А в 2011-м именно Золотухин занял пост худрука Таганки вместо ушедшего из созданного им театра Любимова.
Умер Золотухин в 2013-м, на 72-м году жизни, из-за опухоли головного мозга. Самый младший его сын Ваня, рожденный Ириной Линдт, сейчас учится в Московской театральной школе Олега Табакова, руководит которой Владимир Машков. Ему 19 лет, и он очень похож на отца.
Александр Хочинский — Лёвка Демченко
Демченко — герой рассказов Гайдара о красноармейце, которые также использовались при написании сценария фильма («Лёвка Демченко», «Конец Лёвки Демченко» и «Гибель 4-й роты»). В фильме дороги Гражданской периодически сводят его с Бумбарашем, и, пожалуй, исполненные ими песни стали подлинным украшением картины — «Ходят кони», «Журавль по небу летит…» и, безусловно, «Марш четвёртой роты».
Рассказывали, что Золотухин не был очень рад дуэтам с Хочинским (а их в фильме несколько) — боялся, что Александр его перепоет.
Несмотря на такую запоминающуюся игру, сам Хочинский звездой не стал, а «Бумбараш» оказался самой яркой его работой в кино. Он много лет играл в ленинградском ТЮЗе, выступал на сцене, исполняя песни. Умер в 1998 году на 55-м году жизни.
Юрий Смирнов — Гаврила
Для театралов Смирнов был человеком Таганки самого первого набора — в этом театре он работал с 1963 года, переиграл практически во всех спектаклях Юрия Любимова, заслужил звание народного артиста России. А «узнаваемость» ему принесло множество ролей второго плана, сыгранные им в кино — он начал сниматься ещё во время обучения в Щукинском училище. Но, наверное, в его личном рейтинге роль главы «самообороны» Гаврилы из «Бумбараша» уступает роли Полипова из «Вечного зова», хотя у Смирнова было много ролей и после этой эпопеи — в том числе и сериалы «На углу у Патриарших», «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…» Он лишь в последние годы отошел от активной работы.
Наталья Дмитриева — Варвара
Хотя «Бумбараш» снимался на киностудии имени Довженко, большинство ролей в этом фильме сыграли актеры из московских и ленинградских театров. Так, Дмитриева, сыгравшая невесту Бумбараша, в те годы служила в ленинградском Ленкоме, и этот фильм был одной из первых её работ в кино — и, пожалуй, самой известной ролью актрисы.
Роль, кстати, могла оказаться роковой — после холостого выстрела в финале она получила сильный ожог руки. Так легко она отделалась лишь благодаря счастливому случаю и актеру Смирнову: он целился не в саму Варвару, которую по сюжету намеревался убить, а чуть в сторону. И холостой патрон, который считался абсолютно безопасным, на близком расстоянии пошел не по той траектории. Выбери Смирнов иную точку прицела, финал мог бы быть более трагичен. Но тогда всё обошлось.
В кино Дмитриева вообще снималась немного, в советское время её чаще можно было увидеть в фильмах-спектаклях театров Ленинграда. А уже в конце 90-х она, как и многие актеры из Питера, появилась в различных криминальных сериалах, в том числе — в «Улицах разбитых фонарей». Скончалась актриса в 2023-м, на 79-м году жизни.
Екатерина Васильева — атаманша Софья Тульчинская
Васильеву советские зрители уже знали — у неё было несколько главных ролей в кино, также она играла пани Эльжбету в телепередаче «Кабачок «13 стульев». Она уже успела поработать в московских театрах — начинала в театре имени Ермоловой, а в 1970-м перешла в «Современник». И, несмотря на молодость (ей было 26 лет), сумела обойти на пробах на роль атаманши актрису, которую продвигали по блату от киностудии.
В принципе, весь актерский ансамбль тогда выступил замечательно — иначе бы «Бумбараш» не стал событием, — но, пожалуй, именно в нем Васильева нашла свой стиль — чуть отстраненной героини, взирающей на всех свысока. Такой была и её Эмилия в «Обыкновенном чуде» марка Захарова, такой была и Шемаханская в «Чародеях» — на съемках этого фильма Васильева снова работала вместе с Бумбарашем-Золотухиным, а по сюжету их персонажи были влюблены друг в друга.