Леонид Павлючик, член правления Гильдии киноведов и кинокритиков:
Помните сцену из романа Фёдора Достоевского «Идиот»? Ту самую, в которой Настасья Филипповна бросает в горящий камин пачки денег. Эта сцена всплывает у меня в памяти, когда я думаю о судьбе нашего кино. Здесь тоже деньги, но только бюджетные, а не загулявшего Парфёна Рогожина, в больших количествах улетают в топку…
Ежегодно на нужды кино у нас выделяется 8 млрд руб. На эти деньги создаётся 120–140 фильмов. Это примерно столько же, сколько снималось в Советском Союзе. Но если в СССР кино многократно окупалось и даже кормило другие отрасли, то нынче возвращают затраченные на них средства от силы 8–10% фильмов. А остальные 90% приносят убытки, иногда – грандиозные.
Вспомните, сколько шума было вокруг фильма «Матильда», который обошёлся в 1,5 млрд руб. и вышел огромным тиражом (1366 копий). Его крутили в кинотеатрах с утра до ночи – по 10–12 сеансов в день. В итоге при оглушительной пиар-акции, которую устроила «Матильде» поклонница последнего русского царя и депутат Госдумы Наталья Поклонская, эта громоздкая альковная драма отбила в прокате лишь 500 млн руб. А ведь для того, чтобы окупиться, лента должна была собрать 3 млрд, т. к. половина заработанных фильмом денег остаётся кинотеатрам. Вы думаете, что после этого режиссёр Алексей Учитель разорился, пошёл по миру с сумой? Нет, его студия «Рок» и он сам благоденствуют и продолжают получать государственные субсидии на новые проекты, как правило, глубоко убыточные. Вот и недавно грянул очередной финансовый провал: фильм Учителя с громким названием «Цой», который обошёлся в 150 млн руб., собрал в прокате только пятую часть от затраченных на него средств. Большие деньги опять улетели в трубу.
Как улетели они в чёрную космическую дыру при работе над фантазийным блокбастером «Вратарь Галактики», который открыл сезон после снятия карантина. Вторичный по замыслу, сюжету, стилистике, фильм Джаника Файзиева собрал в нашем прокате всего 75 млн руб., хотя его бюджет составил 1 млрд. И никакие телепоказы не помогут заведомо убыточной картине свести дебет с кредитом.
Развращённые государственным финансированием, безвозвратными кредитами, наши продюсеры и режиссёры, наделённые в большинстве своём дряблыми творческими мышцами, не умеют да и не привыкли бороться за зрителя. Дух конкуренции им неведом и чужд. Прокатная судьба собственных фильмов их, как правило, не интересует. Ибо доходы наших кинодеятелей никак не увязаны ни с творческим результатом, ни с кассовыми сборами. Оттого российское кино столь безнадёжно проигрывает по всем статьям кино американскому. В том числе, увы, и на собственной территории.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть