Примерное время чтения: 6 минут
5572

«Вы этих швабр знаете». Чем стало наше ТВ – окном в мир или дорогой в ад?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. Больницу на 900 мест построили с нуля меньше чем за месяц 22/04/2020

С уходом страны на самоизоляцию телевидение для многих стало единст­венным окном в мир.

Если раньше телебоссы печально сетовали, что популярность телевидения падает, то сейчас они потирают руки – время, которое люди проводят сидя перед телевизором, растёт. Но другой вопрос – идёт ли это на пользу зрителю? Ведь то, что там показывают, сложно назвать «пиром духа».

«Вешаются бабы»

Так что же предлагают цент­ральные каналы в самое смотрибельное – вечернее – и в дневное – «детское» – время? Есть такое понятие – «икона стиля». На ТВ долгое время таковой считалась первая кнопка. Главный центральный канал задавал тон для всех остальных – и по качеству развлекательных программ, и по остроте публицистики. Однако в последние годы тон Первого несколько упростился.

Вот, к примеру, на «Модный приговор» пришла девушка с гражданским мужем, на которого «вешаются бабы». Ведущая Юлия Барановская (экс-жена футболиста Андрея Аршавина) с возмущением вопрошает: «А вы этих швабр знаете?»

Или на шоу «Давай поженимся» приглашена 22-летняя героиня, занимающаяся виртуальным сексом. Лариса Гузеева охарактеризовала её просто: «проститутка». Сама девушка уверена, что у неё очень неплохая работа, но она ищет «того самого», любовь всей своей жизни, и даже обещает бросить проституцию, если «тот самый» будет её содержать.

Через некоторое время после «Давай поженимся» снова появляется Юлия Барановская – уже в компании Александра Гордона. В передаче «Мужское/женское» они со всех возможных ракурсов рассматривают историю, в которой 14-летний подросток обвиняется в изнасиловании 5-летней девочки.

В «Пусть говорят» эксперты, кочующие с канала на канал, уже который день подряд ­вовсю обсуждают коронавирус. Конкурент «Пусть говорят» – Андрей Малахов на второй кнопке – тоже не дремлет и вытаскивает тузов из рукава: кашляющую Дану Борисову, которую гнобят соседи, и вдову нигерийского принца Наталью, которая советует ­лечить коронавирус барсучьим жиром.

Переключаешься на НТВ – а там снова «обезумевшая от страха» Дана Борисова, которой наконец-то делают тест на коронавирус, и он оказывается отрицательным.

Перемежается эта коронавирусная тема историями жизни Любови Успенской, которая «наперекор сплетням открывает все свои страшные тайны» – рассказывает о своём новом клипе и о скандале с дочерью. Оказывается, это уже третья серия…

Куда деваться?

– Деградация нашего телевидения началась не вчера. Она идёт со времён перестройки, с приходом эпохи вседозволенности, – уверен режиссёр Николай Бурляев. – Государство полностью ликвидировало контроль над СМИ, кино, телевидением: делайте что хотите, у нас и так проблем полно. Понимают ли государственные мужи, что количество проблем значительно увеличилось благодаря их попустительству?

15 лет я доказывал, что в стране должна быть государственная культурная политика. Достучались: появился указ президента от 2014 г. об основах государст­венной культурной политики, опирающейся на традиции, аккумулирующей всё самое лучшее, что было до нас, что мы сохранили для передачи грядущим поколениям. Как говорил наш бывший министр культуры: «Этот указ – конституция для Министерства культуры».

Но включите телевизор, посмотрите, как все каналы почти поголовно игнорируют этот указ. Уже тогда, когда мы в Общественном совете Минкультуры готовили этот проект, пробивали его, когда говорили, что этому должны подчиняться и телевидение, и кино, телевизионные топ-менеджеры восстали категорически: «Нас не трогайте! У нас всё в порядке, у нас реклама, рейтинги». Они продолжают показывать пошлейшие ток-шоу, герои которых, как правило, маргиналы, пьяницы, алкоголики, проститутки, бомжи. Они полощут имена выдающихся людей, роются в их белье и укорачивают им жизнь. Так укоротили жизнь актёру Алексею Петренко, когда вынесли на экран его семейные проблемы. Алексей Васильевич ушёл через месяц, оставив неотправленное письмо президенту. Преступно марать имена таких людей, как Петренко, Высоцкий, Шукшин… Считаю, пора призвать к ответственности топ-менеджеров телеканалов, не исполняющих президентский указ.

Телеканалы должны отвечать за то, что они показывают. Преступно изо дня в день заниматься понижением духовного уровня нашего народа! А ставшее девизом выражение: «Народ смотрит – значит, это востребовано» не выдерживает никакой критики. Куда народу деваться, если по всем кнопкам показывают этот кошмар? Идёт процесс последовательной дебилизации страны.

Дебилизация страны

Я вынужден смотреть эту теле­вакханалию, отслеживая то, что они творят, чтобы анализировать и озвучивать свою позицию. Это ежедневное мучение, я бы с удовольствием не включал телевизор. Но, обременённый общественной деятельностью в Патриаршем совете по культуре, в Общественном совете Минкультуры, Госсовете, вынужден подвергать себя моральным мучениям. На одну кнопку зайду, на другую, третью – всё те же пошлость, бездарные сериалы, ток-шоу, всё те же надоевшие нормальным людям «короли и королевы» эстрады. Борис Пастернак говорил о таких «кумирах»: «Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех». Но кто-то же продолжает их запихивать в «ящик». Культуру «подвинули на панель», нацелились на бизнес, на деньги! Печально, что нашим детям приходится расти на подобном «телепродукте», влияющем на их психику, менталитет.

Андрей Малахов и Боря Корчевников – мои хорошие знакомые. Частенько приглашают меня в свои программы. Но я, как правило, отказываюсь от участия в маргинальном гвалте и копании в чужом белье.

Слава богу, существуют радио «Орфей», телеканалы «Культура» и «Спас», хотя и этот телеканал, у истоков которого я стоял, начал подыгрывать общей телевизионной стратегии: пошла реклама, приглашаются лица, не украшающие Патриарший телеканал.

Через большинство телеканалов происходит дебилизация страны, осознанное понижение духовного уровня, как будто телевизионщики следуют словам Германа Грефа, заявившего на Валдайском форуме, что не нужно народу давать культуру: «Нам трудно будет ими управлять».

Наша страна всегда славилась своей культурой, поэтому телеэкран должен показывать достойные нашего народа лица, героев, которым захочется подражать.

Почему сейчас мы тянемся к советскому кинематографу? Потому что его создавали истинно талантливые люди, партийные режиссёры Бондарчук, Шукшин, Чухрай, Ростоцкий и непартийный режиссёр Андрей Тарковский. Их фильмы – источник живой воды в пустыне, томимой духовной жаждой. Так почему бы эту «живую воду» сейчас не дать людям, которые сидят по домам из-за искусственно раздутого планетарного психоза? Зачем так активно загонять людей в панику и отчаяние? От страха и стресса люди гибнут чаще, чем от вирусов.

Информировать общество – да, надо, но не на всех, а на ­определённых государственных каналах и не передёргивать, не искажать факты. Народ устал и от коронавируса, и от телевизионной пошлости.

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах