Примерное время чтения: 5 минут
7468

Это не «Чернобыль» — это ЧерноБоль

«Чернобыль».
«Чернобыль». Кадр из фильма

Об авторе: Валерий Милашенко, бывший чернобылец; руководил подготовкой персонала АЭС; участник запуска Запорожской, Балаковской, Калининской АЭС; приглашённый профессор Оксфордского университета, вице-президент научной компании.                                                       

«Ложь — для рабов, свободные люди должны говорить правду».  Ш. Монтень

Сериал «Чернобыль» взорвал (извините за ассоциации) сознание сотен тысяч людей за рубежом и того небольшого количества зрителей из России, которые умудрились посмотреть его в интернете. Все забыли о Чернобыле, а многие и не знали. Он разбередил и мою память — участника тех событий и человека, отдавшего 40 лет атомной энергетике.

Я не кинокритик, но я хотел бы поговорить о сериале как об искусстве. Как специалист и свидетель я бы мог копаться и обсуждать некоторые несоответствия в деталях, что и делают многие очевидцы. Но как человек, часто соприкасающийся с искусством в разных его проявлениях, смею утверждать, что это выдающееся произведение киноискусства, если не шедевр. Об этом говорят и его рейтинги — наивысшие за всю историю телевидения.

Как точно передана атмосфера того времени, детали быта, родные советские лица, хотя ни одного русского актера не было. А ощущение ужаса, смятения, неразберихи, дыхания смерти, отчаяния, мучительных поисков правильных решений передаётся зрителю, как будто он находится в центре событий. И как много точных образов. Есть прямые, — ну не раздевались шахтеры догола, ну не трепали они плечи своего министра грязными от угля руками, ну не пили там так много водки — есть много тонких и точных (в стиле Звягинцева).

В фильме есть полностью настоящие люди, есть собирательные образы, например, женщина-физик из Белоруссии, а есть реальные персонажи, совместившие в себе черты других коллег, такие, как главные герои: академик Валерий Легасов, Борис Щербина. Некоторые критики говорят: «Если это так, зачем давать им реальные имена?» Нет, эти и другие реальные имена должны были прозвучать. Иначе как «божьим промыслом» не назовёшь тот факт, что именно их выбрали в руководители «ликвидации». Ведь Щербина был, возможно, единственным из бюрократов его уровня, кто обладал умом, отвагой и, наконец,  человечностью, то есть теми чертами, которые напрочь отсутствовали у серых и недалеких чиновников, толпящихся на самом верху.

А Легасов? Он же не был крупным специалистом в атомной энергетике, он был химиком.  Но именно такой человек, «со стороны», со свежим, незамутнённым взглядом, далекий от корпоративных связей, и нужен был тогда. И это было почти  чудо.

Нужно понимать, что ни один из руководителей высшего и среднего звена не мог видеть и понимать всей картины происходящего. Первое время ученые, создатели этого реактора, физики не могли понять 3 вещи:

  1. Причины аварии
  2. Природу взрыва (было ясно, что он не ядерный)
  3. Почему авария произошла сразу после того, как стержни управления защиты пошли вниз, заглушая реактор.

На все эти вопросы дан подробный и понятный любому зрителю ответ. И это ещё одно важное достижение фильма. В реальной жизни (после тщательного анализа) довольно скоро была выяснена причина, и об этом знали не больше 50-100 человек, включая автора, а теперь, благодаря сериалу, знают все.

Извините авторов за технические огрехи, ведь фильм на самом деле не об аварии, а о людях, о нас. О лжи и правде, о подвигах и трусости, о сплетении жизни и смерти. Да, и о Любви. Он ни в коем случае не антисоветский, наоборот, видно, как в условиях цейтнота, мощнейшей радиации, неразберихи принимались и выполнялись (часто ценой жизни) единственно правильные решения. В противном случае эта катастрофа, масштабы которой переданы в фильме с пугающей достоверностью, могла разрастись до Хиросимы. За кадром остался тот факт, что за рекордно короткий срок в этих жутких условиях было построено укрытие (саркофаг) — сложное инженерное сооружение, прослужившее надёжно десятки лет.

Вернёмся к сериалу. Ещё раз: есть в нем неточности, но нет лжи, и это главное достоинство. Именно этот фильм, а не «Движение вверх», надо показывать на Первом канале. В картине о реальных трех секундах наворотили столько лжи  и псевдопатриотизма, что это вызвало возмущение родственников героев. Могли или могут ли наши кинематографисты сделать о чернобыльской аварии честный фильм? Ответ — нет. Мы видели современные русские — якобы патриотичные — блокбастеры. Нужно поздравить создателей фильма из США, Англии и Швеции с феноменальным успехом. Этот сериал попадает прямо в сердце, минуя голову.

Мне кажется, что Чернобыль, крупнейшая экологическая катастрофа ХХ века, не только оказал влияние на развитие событий у нас, да и во всем мире, но и ещё продолжается в нашей измученной стране и, к сожалению, в головах. Везде — Чернобыль.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах