Ещё до премьеры на Каннском кинофестивале 2022 года фильм Мишеля Хазанавичуса «Убойный монтаж» оказался в центре внимания. Но не только потому, что это была новая работа автора «Артиста» — немой и черно-белой ленты об эпохе «дозвукового» Голливуда, ставшей сенсацией 2011 года и принесшей режиссеру «Оскар». Причиной ажиотажа вокруг новой картины французского постановщика оказалось его название — первоначально в его качестве использовалось простое «Z», которое после начала российской спецоперации на Украине оказалось неприемлемым для западной публики. Хазанавичус спорить не стал — перед фестивалем переименовал свой фильм в «Coupez!» и в таком виде показал его в Каннах.
Правда, уже посмотревшие его зрители отмечали, что ни «Z», ни «Coupez!» (в переводе — «режь!») не вполне соответствуют содержанию картины. С четверга, 5 августа, в этом смогут убедиться и российские зрители, которые посмотрят ленту под названием «Убойный монтаж».
Наверное, «Z» в каком-то смысле оправданно, потому что первая четверть «Убойного монтажа» — самый настоящий хоррор про нашествие зомби. Где-то в глубинке, в большом и современном доме, съемочная группа под руководством крутого режиссера пытается снять фильм ужасов, в котором ожившие мертвецы нападают на ничего не подозревающих обывателей и буквально разрывают их на части. Но в какой-то момент ситуация выходит из-под контроля, появляются настоящие чудовища, актеры пытаются выжить, отбиваясь подручными топорами, а режиссер в восхищении бегает вокруг и снимает, снимает, снимает — пока ему кто-то не проламывает голову.
Но потом действие переносится на месяц назад. К тому самому режиссеру приезжают японские коллеги, которые продали ему права на ремейк своего шедевра. Они требуют максимальной достоверности, не разрешают отступать от оригинала, но денег на трюки не дают — и в какой-то момент съемочная группа начинает импровизировать. Ну а тут и зомби появляются.
Понятно, что и «Убойный монтаж» для описания этого фильма подходит лишь отдаленно — это явная перекличка с французским названием. На самом деле картина Хазанавичуса — это действительно ремейк японского малобюджетного хоррора «Зомби одним планом!» (One Cut of the Dead). Японский оригинал вышел пять лет назад, и Хазанавичус, в принципе, не отходит от японского сюжета слишком далеко. Он заботливо переснимает «Зомби одним планом!» — но с французскими актерами и французским режиссером, перенося действие во Францию. То есть делает примерно то, чем обычно занимаются американцы с французскими же фильмами.
И в результате у него получается пересказать то, что уже рассказали японцы, но уже для всего мира — ведь исходный хоррор видели далеко не все даже в Японии. Хазанавичус не добавляет отсебятины, не пытается читать мораль или делать ещё что-то такое же глупое. И в итоге у него — как и у японцев — получается фильм о том, с помощью какой магии на самом деле рождается кино.
То же самое проделали авторы недавней комедии «Главная роль» с Антонио Бандерасом и Пенелопой Крус — но в том фильме всё было решено в лоб, а настоящее киноволшебство всё-таки осталось за кадром. У Хазанавичуса никаких ограничений нет, к тому же он всегда может сослаться на оригинал. Насколько нужна эта откровенность, судить зрителям, но, с другой стороны — кровь хлещет фонтанами, топор разбивает черепа и отрубает конечности, да и зомби совсем как настоящие — если бы они существовали в реальности. Так что никакого обмана — Мишель Хазанавичус снял классический хоррор про зомби и их жертв, и сделал это так, как и должен был сделать мастер. Ну а раскрытые тайны кинопроизводства мало кого интересуют.