В киноиндустрии Москвы знают — этой весной ушла целая эпоха: на базе киноконцерна «Мосфильм» закрылась лаборатория по обработке пленки. Накануне вывоза оборудования корреспондент aif.ru посетила старейшее кинопроизводство, чтобы запечатлеть цеха, где когда-то работали самые известные режиссеры страны.
«Бобины», а ласково «бобышки»
Лаборатория находится в одной из отдаленных частей огромнейшей территории «Мосфильма». Непримечательное трехэтажное здание располагается рядом с новейшим 16-м съемочным павильоном. Вход строго по пропускам, внутри чисто — почти стерильно. Встречают — сотрудники лаборатории в белых халатах. Стоящий в помещении запах, кстати, схож с запахами в медицинской лаборатории.
В моих представлениях цех по проявке кинопленки выглядел следующим образом: ванны с различными растворами, приглушенный красный свет, а по периметру помещения на веревках сушится готовая пленка. Однако все оказалось совсем не так. Переступив порог «сердца» пленочного производства, в глаза мне сразу бросились огромные машины Photomec, которые с шумом перематывают пленку.
Специалист по проявке негатива Елена Широкова объясняет, что это уже непосредственно проявка, а изначально пленку подготавливают к обработке в темных закрытых помещениях. Там же исходные материалы проверяют на дефекты — в основном надрывы — и устраняют видимые повреждения. Затем укладывают в специальные кассеты, заряжают в машины, и начинается проявочный процесс. Пленка начинает змееобразное движение по специальной ленте — ракорду. Таким образом она проходит сквозь несколько баков с химическими растворами: проявитель, фиксаж, промывку и пр. Кстати, растворы готовятся на основе серной кислоты и поступают в машины по трубкам с третьего этажа. Далее пленка выходит в сушильный шкаф и наматывается на «бобины», или, как называют их специалисты лаборатории, «бобышки» — пластиковый круг в основании кассеты. Весь процесс занимает примерно 30 минут.
Елена Широкова трудилась в лаборатории обработки пленки «Мосфильма» около двадцати лет. За всю свою карьеру подготовила не только полнометражные фильмы и клипы, но и участвовала в восстановлении коллекции Российского государственного архива кинофотодокументов. Не без волнения коротко делится мнением о закрытии цеха: «Очень жаль, что пленка становится историей!»
Тарантино, Лунгин, Урсуляк
Мосфильмовская лаборатория начала свою деятельность практически с момента основания киностудии — в 1924 году. Позже, в 1965-м, цех переехал в специально построенное для лаборатории трехэтажное здание. В этих стенах работали самые прославленные кинорежиссеры «Мосфильма» — Пырьев, Пудовкин, Ромм, Бондарчук, Гайдай, Рязанов, Данелия, Кончаловский, Михалков, Шахназаров и многие другие. В «золотой век» пленочного кинопроизводства лаборатория работала в три смены, машины наматывали тысячи километров пленки «Свема», а затем и «Кодак». В начале двухтысячных цех на собственные средства киностудии был серьезно модернизирован — было закуплено современное на тот момент оборудование, сделан капитальный ремонт помещений. Но уже к началу 2010-х стремительное развитие цифровых технологий сделало пленочное кинопроизводство нерентабельным.
«Долгие годы лаборатория, по сути, является убыточным цехом “Мосфильма”. Мы хоть и имеем статус “федерального государственного предприятия”, но живем и развиваемся на деньги, которые сами заработали. Экономически — подразделение нерентабельно, содержание же такого цеха требует немалых затрат. Часть сотрудников мы перевели в другие подразделения, часть специалистов пенсионного возраста отправятся на заслуженный отдых», — пояснил пресс-секретарь «Мосфильма» Евгений Долгих.
Стоит отметить, что и ограничения по поставке пленки, введенные против России странами Запада, тоже дали о себе знать, но не стали основной причиной закрытия лаборатории «Мосфильма».
«Санкции на поставки в РФ пленки “Кодак” действительно есть, сложно получить и необходимые для проявки реактивы. Но я вас уверяю, что дело отнюдь не в санкциях — даже если бы у нас было огромное количество пленки — режиссеры на нее просто не снимают! В последние годы в лаборатории было подготовлено несколько проектов: художественный фильм “Братство” Павла Лунгина и многосерийная картина “Ненастье” Сергея Урсуляка. В остальном — это частные мелкие заказы, которые бывают очень редко», — добавил пресс-секретарь «Мосфильма» Евгений Долгих.
Работа с кинопленкой действительно стала более сложной и дорогой. Простой пример — в советское время на фильм приходилось около трехсот монтажных склеек. Современное кинопроизводство усложнилось — теперь в среднестатистической ленте таких склеек не менее трех тысяч! Сегодня съемка на пленку — скорее весьма затратная блажь для настоящих синефилов типа Квентина Тарантино.
Лаборатория на «Мосфильме» — единственная в своем роде, но не последняя в стране. Проявить пленку можно в «Госфильмофонде», тем более что «Мосфильм» передал туда большую часть своего оборудования и обучил сотрудников ГФФ.
Профессионалы уверены, что развивать производство необходимо, но уже в совсем других масштабах — в том числе с привлечением частных энтузиастов. Ну а пленка останется красивой и романтичной частью славной истории кино, которая продолжается.