30 лет назад, в начале лета 1993 года, начались съемки «Утомленных солнцем» — российско-французской картины режиссера Никиты Михалкова. Сценарий под рабочим названием «Безусловный эффект шаровой молнии» Михалков вместе с Рустамом Ибрагимбековым написал всего за несколько месяцев. Кастингов как таковых не было — роли писались на конкретных артистов.
Две «интердевочки» на одну Марусю
Комдива Котова и его дочь Надю играли сам режиссер и его родная дочь Надежда Михалкова. Митю — сотрудника НКВД Дмитрия Андреевича Арсентьева — должен был играть Олег Меньшиков, с которым Михалков был знаком еще по картине «Родня». Но Меньшиков предупредил Никиту Сергеевича, что сниматься не сможет — у него уже на этот период подписан контракт с румынским режиссером. Однако румынский проект сорвался, и Меньшиков вернулся в «Утомленные солнцем».
Роль Маруси, жены комдива и бывшей любви Мити, предназначалась Елене Яковлевой (у нее к тому времени уже были в багаже две роли в ярчайших перестроечных фильмах — «Плюмбум, или Опасная игра» и «Интердевочка»). Словом, актерское трио главных героев: Михалков — Меньшиков — Яковлева — складывался прекрасно. Но к Михалкову неожиданно, безо всякого приглашения пришла литовская актриса Ингеборга Дапкунайте, коллега Яковлевой по «Интердевочке» (в ленте Петра Тодоровского Ингеборга сыграла роль Кисули). Услышав, что Михалков приступает к новой картине, она решила попытать счастья и показать себя режиссеру на пробах. Михалков, к слову, «Интердевочку» не видел, поэтому вообще не знал, кто такая Дапкунайте. Но, увидев открытую улыбку Ингеборги, вдруг принял решение отказаться от кандидатуры Яковлевой и отдать роль Маруси именно ей. Елене Яковлевой же даже не позвонили, чтобы сообщить об отказе, что сильно обидело актрису. В одном из своих интервью артистка признавалась: «Я должна была играть у Никиты Михалкова в “Утомленных солнцем”. Сильно горела этим фильмом и ролью Маруси. И как жаль, что съемки сорвались за пару дней до начала».
Холодное лето 1993 года
Натура для съемок была выбрана красивейшая — в Кстовском районе Нижегородской области, в зоне отдыха «Зеленый город» на реке Кудьме, где сейчас располагается много санаториев.
Дача, где по сюжету жил комдив Котов, принадлежала бывшему мэру Нижнего Новгорода Дмитрию Беднякову. Большая часть мебели и предметов в кадре — тоже его собственность. Одним словом, экстерьер и интерьер были подобраны шикарные. Но на этом удача отвернулась от режиссера. Лето 1993 года выдалось экстремально холодным — такого в истории Нижегородской области еще не было. Пришлось проявлять чудеса смекалки, чтобы съемки не встали.
На недавнем Первом открытом российском кинофестивале «КСТОкино» ведущий эксперт кстовского Музея кино при Центральной библиотеке имени Пушкина Оксана Халикова рассказала aif.ru о том, как проходили те съемки: «Сюжет разворачивается, как следует из самого названия, в жару. Актеры старательно изображали, как им жарко. Но на самом деле стояла такая холодина, что у артистов шел пар изо рта. Для того чтобы его “погасить”, Никита Сергеевич Михалков велел Меньшикову, Дапкунайте и другим актерам пить ледяную воду. И пар действительно больше изо рта не шел. Но многие артисты потом заболели. Несладко пришлось и младшей дочери кинорежиссера — Наде Михалковой. Ей на тот момент было 7 лет. Девочка дрожала от холода, ее кутали в пуховик, а когда звучала команда “Мотор”, Наденька бежала купаться и изображала, как ей жарко. Трудными оказались и съемки сцены в бане — они продолжались несколько часов. Как только режиссер сказал: “Снято!”, Надя упала в обморок. От жары в бане Наденьке было очень плохо, но она выдержала эту съемку. Никита Сергеевич ей сказал потом: “Дочь, ну почему же ты не сказала, что плохо тебе?” “Я боялась, папа, что ты меня больше не возьмешь сниматься в фильме”, — ответил 7-летний ребенок».
На этом трудности не закончились. В августе грянули внезапные заморозки, деревья сбросили листья и стояли голые. Михалкову предложили перенести съемки из-за погодных условий. Но режиссер боялся, что за год Надя повзрослеет и будет выглядеть не так, как в начале съемок.
«Поэтому они всей съемочной командой сидели и рисовали, а потом вырезали зеленые листочки, — продолжает Халикова. — Их было больше полутора тысяч. На утро их все приклеили скотчем к веткам деревьев, чтобы показать знойное лето».
А дачу пожалели
Несмотря на сложные условия съемок, Михалкова не покидало присущее ему чувство юмора.
«Дачу крупного чиновника для съемок “Утомленных солнцем” преобразили — подкрасили, увеличили веранду, — рассказывает Халикова. — После этого ее захотел купить какой-то другой чиновник. Михалков вместе со своими друзьями решил пошутить и сказал тому: “Дачу будут сжигать. Так нужно по сценарию”. Так чиновник побежал к главе города — мол, надо просить губернатора, чтобы киношники этого не делали. Глава, в свою очередь, подыграл Михалкову: мол, если Никите Сергеевичу нужно для съемок сжечь дачу, значит, будут жечь. Но на самом деле в фильме ничего не сжигали — поджог дачи в кадре сымитировали».
Премьера «Утомленных солнцем» в 1994 году получилась громкой — лента была удостоена Государственной премии Российской Федерации и стала лауреатом премии «Оскар» за «Лучший фильм на иностранном языке». А вот на Каннском фестивале, как считает Михалков, с ним поступили несправедливо.
Отправляясь в Канны, режиссер не скрывал, что едет за главной наградой. Но жюри под предводительством Клинта Иствуда и Катрин Денев отдало «Золотую пальмовую ветвь» фильму Квентина Тарантино «Криминальное чтиво». Никита Сергеевич обиделся и сказал, что больше не будет представлять свои картины на Каннском фестивале. Но, сняв спустя 16 лет драму «Утомленные солнцем-2. Предстояние», все-таки отправил ее на конкурсную программу Канн. По окончании фильма зал аплодировал. Но призов фильму снова не дали.