«АиФ» прогулялся с москвоведом Татьяной Воронцовой по местам, где лучший друг и защитник детворы дядя Стёпа восстанавливал в столице порядок.
Высотный постовой
Персонаж знаменитого писателя Сергея Михалкова Степан Степанов, отдав много лет службе в ВМФ, работает теперь в Москве милиционером: «Он шагает по району от двора и до двора».
Все достопримечательности столицы узнаются даже в условном мультипликационном изображении. Живёт «дядя Стёпа - Каланча», как нам сообщают, «у заставы Ильича». В начале дядя Стёпа идёт по городу. Мы видим очень узнаваемое здание «Известий» - яркий образец конструктивизма 1925-1927 гг. архитектора Григория Бархина (Пушкинская пл., д. 3) (1). Рубленые формы, асимметричные балконы, штукатурка, имитирующая новый для 1920-х гг. материал бетон, наверху огромные круглые окна-иллюминаторы. И знаменитая шрифтовая композиция «Известия ЦИК СССР и ВЦИК».
В кадре появляются замечательные атрибуты 1960-х - газетные стенды на бульварах, киоски «Союзпечати».
Не обходится в мультфильме без знаменитых сталинских высоток, построенных в Москве в конце 1940-х - начале 1950-х гг. Восходит солнце, ввысь взмывают «семь сестёр»-красавиц. Ребята встречают дядю Стёпу около жилого высотного «зданья, что на площади Восстанья» (ныне Кудринская пл., д. 1) (2). Милиционер с гордостью объясняет:
Там, где дом стоит высотный,
Есть высотный постовой!
Когда старушка стирала бельё, льдину оторвало, и бабуля поплыла по Москве-реке. Мы видим знаменитый Крымский мост с узнаваемыми арочками (3). В кадре появляется огромное колесо обозрения, расположенное неподалёку, в парке культуры и отдыха им. Горького. Дядя Стёпа нагибается с Крымского моста и хватает «в охапку перепуганную бабку».
А старуха — за корзину:
— Я бельё своё не кину!
Дядя Стёпа спас её,
И корзину, и бельё.
Когда Степан под номером «8» выступает на соревнованиях конькобежцев, перед зрителем собирательный образ московской спортивной арены - в 1960-е гг. состязания конькобежцев и хоккеистов часто проводились под открытым небом. Наш супергерой побеждает.
Дядей Стёпою гордится
Вся милиция столицы.
Конечно, нам показывают Центральный детский магазин Москвы (Театральный пр-д, д. 5/1) (4). Сначала изнутри - когда подросток - нарушитель порядка прокалывает барабан, шарики лопает, стреляет из рогатки. Продавец требует заплатить за испорченные игрушки, хулиган отказывается. И вдруг сердце у него ёкает: «В светлом зеркале Степана он увидел позади». Далее видим статное здание и снаружи - с огромными витражными окнами и надписью «Детский мир» на фасаде. Вестибюль метро поблизости с двумя арочками входной группы даёт нам понять: это станция метро «Дзержинская» (ныне «Лубянка»).
Помогает малышу найти маму на Казанском
«Мальчик лет пяти» потерялся на вокзале - это самый большой по пассажиропотоку и по внутреннему объёму вокзал нашего города - Казанский (Комсомольская пл., д. 2) (5). Казанский вокзал - очень интересная постройка в неорусском стиле архитектора Щусева. На фасаде часы со знаками зодиака на циферблате. Здание получилось в мультике очень узнаваемым, хорошо показаны интерьеры - бордюрчики мозаичные, интересно выложенный пол. Дядя Стёпа поднимает малыша «под высокий потолок»: «Посмотри вокруг, сынок!» Мальчик находит маму.
Знаменитому советскому архитектору Алексею Щусеву в мультфильме «Дядя Стёпа - милиционер», можно сказать, повезло. В кадре предстаёт ещё одно его творение - Министерство сельского хозяйства (Садовая-Спасская ул., д. 1/11) (6). Шедевр авангарда был построен для Народного комиссариата земледелия СССР в 1930-е гг. Здание очень динамичное, цилиндром «вырывающееся» из Орликова переулка, за счёт ленточного остекления словно движущееся вдоль Садового кольца. Терракотово-красный цвет притягивает к себе внимание, и, несмотря на то что у Минсельхоза есть соседи справа и слева выше и объёмнее, именно постройка Щусева является доминантой Садового кольца.
Есть в мультфильме такие подзабытые атрибуты московской жизни, как милицейские «стаканы» - будки постовых.
В финале дядя Стёпа идёт по вечерней Москве. Большие здания с эффектным остеклением - строящийся на тот момент проспект Калинина (ныне Новый Арбат) (7). Это символ нового города, который находится под защитой дяди Стёпы.
В конце звучит вопрос с подковыркой от мальчика Вити: почему, мол, дядя Стёпа, придя с Балтфлота, пошёл в милицию: «Неужели вы работу лучше этой не нашли?» И наш герой с достоинством отвечает:
Я скажу вам по секрету,
Что в милиции служу
Потому, что службу эту
Очень важной нахожу!
Оказывается, у знаменитого милиционера был прототип. «Однажды на одной из улиц Москвы я сделал нарушение: остановил свою машину в неположенном месте, у тротуара на пешеходной дорожке, - писал Сергей Михалков. - Ко мне подошёл милиционер. Каково же было моё удивление, когда я увидел своего дядю Стёпу, только в милицейской форме. Это был очень высокий милиционер. Выше всех милиционеров, каких я когда-либо видел в своей жизни! Дядя Стёпа культурно, вежливо попросил меня предъявить водительские права и попросил больше никогда не нарушать правила уличного движения. Мы познакомились и разговорились. Оказалось, что до того, как стать милиционером, дядя Стёпа служил на флоте. Это меня ещё больше удивило. Мой дядя Стёпа, про которого я 19 лет назад написал весёлую поэму для детей, тоже ведь служил на флоте! И вот теперь я решил написать продолжение моей весёлой книжки - поэму про дядю-милиционера».
Творение режиссёра-мультипликатора Ивана Аксенчука «Дядя Стёпа - милиционер» Михалкову очень понравилось. Это действительно прекрасный образец социальной рекламы: честный, благородный, гроза всех хулиганов и защитник слабых, дядя Стёпа стал самым известным и любимым работником правоохранительных органов и настоящим супергероем на многие годы.