Примерное время чтения: 7 минут
2180

Война, любовь и первый «Оскар». Зачем американец за наш фильм боролся

Сюжет Наше старое кино
«Оскар», выполненный из гипса и покрашенный золотой краской, хранится в московском Музее кино.
«Оскар», выполненный из гипса и покрашенный золотой краской, хранится в московском Музее кино. Commons.wikimedia.org

Весной 1943 года в ночном клубе Cocoanut Grove лос-анджелесского отеля «Амбассадор» состоялась 15-я церемония вручения премии «Оскар» за 1942 год. Лучшим документальным фильмом признана лента «Москва наносит ответный удар» (в Советском Союзе она называлась «Разгром немецких войск под Москвой»). Это был первый «Оскар» СССР.

По разным политическим и идеологическим причинам историю эту до сих пор многие не знали. Даже те, кто напрямую связан с кино. Хотя гениально в истории все: сам фильм режиссеров Ильи Копалина и Леонида Варламова, история его создания (всего полтора месяца съемок; в титрах значатся 16 операторов, но полный список до сих пор неизвестен). А также история борьбы американского продюсера Селзника за присуждение «Оскара»… советскому фильму.

Слезы застилали глаза

Номинации «Лучший документальный фильм» до 1943 года не было. Ее надо было создать, чтобы вручить премию картине о разгроме немецких войск под Москвой. В американский прокат лента вышла 15 августа 1942 года, спустя полгода после премьеры в СССР. Пресса США писала тогда: «Покидая кинотеатр, каждый выходит с твердым убеждением, что война будет выиграна»; «Даже самый стойкий зритель порой не выдерживает этого зрелища и отворачивается при виде некоторых сцен»; «Получился фильм, от которого сжимаются кулаки, наполняются злобой сердца, фильм, который жжет, как пощечина, по самоуспокоенности, бичует заблуждающихся, еще не потерявших надежду на легкий выход из создавшегося положения».

Посмотрев ленту, Дэвид Селзник (а его называют величайшим продюсером в истории США), понял, что картина достойна высшей американской кинограды. И решил бороться за это. Зная, что придется спорить до хрипоты, ругаться и выслушивать неприятные для себя вещи от «старшего товарища» — влиятельного Луиса Майера. 

К слову, отец Селзника был родом из Киева, а сам Майер появился на свет в Минске. Но Майер и слышать ничего не хотел. Да и члены киноакадемии откровенно боялись идти против него. Чудом Селзнику удалось устроить личный показ советской ленты для Майера. И слезы застили Майеру глаза… Номинация была утверждена. Решено было «Оскар» вручить… советским коммунистам.

Дэвид Селзник.
Дэвид Селзник. Фото: Commons.wikimedia.org

«Оскар» без бриллиантов

57 стран участвовали во второй мировой войне. США вступили в нее в 1942. Это отразилось и на церемонии вручения «Оскара», которую проводили несмотря ни на что. Почти все фильмы, номинированные в том году, были связаны с войной. На звание «Лучший документальный фильм» претендовали… 25 лент. Победу получили четыре, в том числе советская «Москва наносит ответный удар»: «За работу над фильмом в условиях чрезвычайной опасности».

Торжественная церемония в 1943 была необычной. Женщины не украшали себя бриллиантами. Кто-то из мужчин выходил на сцену в военной форме. Премию за документальное кино вручал Селзник. 

Главное – советская картина помогла сформировать у американцев и англичан положительное отношение к союзничеству с СССР. Хотя, понятно, что никто из создателей советского фильма присутствовать на церемонии вручения «Оскара» не мог. Они продолжали делать то, что умели лучше всего. В нечеловеческих условиях Великой Отечественной. 

Готов сражаться на дуэли

Как работали, жили и погибали фронтовые операторы — об этом решил рассказать спустя 80 лет (20 апреля 1942 закончилась битва за Москву) режиссер художественной картины «Первый Оскар» Сергей Мокрицкий. 

Из-за пандемии съемки останавливались. Поменялся в процессе подготовки фильма и список участников. Вместо Владислава Опельянца оператором-постановщиком стал Андрей Найденов. Режиссера Копалина сыграл Андрей Мерзликин, а не Федор Бондарчук. А в роли Сталина выступил не Алексей Гуськов, а его тезка Колган. 

Создателям удалось органично вписать в фильм документальные кадры ленты «Разгром немецких войск под Москвой» и красочные эпизоды, показывающие мирную и вполне благополучную Америку образца 1942 года. 

Фильм основан на реальной истории. Но главные герои — Иван Майский (Тихон Жизневский), Лев Альперин (Антон Момот) и Юна (Дарья Жовнер) — вымышленные. Два дипломника-оператора и будущая актриса, они не только едут на фронт (каждый со своей задачей), но и… создают любовный тругольник.

Впрочем, это только написать просто — «едут на фронт». Мальчишки из престижного ВГИКа, они знали, как обращаться с камерой (даром, что на морозе ее хватало ненадолго), но совершенно не понимали, как держать оружие. И куда деваться, когда на тебя идут танки со свастикой… 

Первый шок быстро проходит. Но боль остается. На войне она всегда рядом. Хотя к смерти отношение у Ивана и Льва разное. Первый хладнокровно убивает немца, сошедшего с ума и пытающегося бежать незнамо куда. Второй жалеет его. Один не реагирует на слова любимой девушки о смерти отца. Второй — ее поддерживает. В конце концов, Лева из тихого еврейского мальчика превращается в борца, который готов сражаться с Иваном на дуэли. И даже выписывает себе оружие, от которого поначалу отказался…

Солдат гибнет по-настоящему

Бороться Ивану и Льву приходится не только за сердце девушки. Но и как профессионалам. Хотя нет… Вовсю борется только Иван. Это он стремится во всем превзойти Льва (Юна становится невестой Майского), даже спрашивает у режиссера: что и как сделать, чтобы получилось лучше, чем у Альперина…

«Снимайте, экспериментируйте», — дает совет устами Мерзликина Копалин. И Майский снова берется за инсценировку с участием солдата, которому через пять минут в атаку. Словно забывая, что война реальная, и художественные приемы здесь часто излишни. Увлекшись красотой кадров, Иван даже не сразу понимает, что солдат-актер смертельно ранен. И его гибель настоящая, а не киношная…

Лев как будто не ищет эстетики в кадрах, не выстраивает их «как на картинке». Он снимает войну, как она есть. Как это делали лучшие фронтовые операторы, которым и посвящен «Первый Оскар». Это ведь им режиссер Александр Довженко дал совет: «Плачьте, но снимайте!» И они ему следовали.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах