55 лет назад, 21 октября 1968 года, на экраны страны вышла военная драма режиссера Карелова по сценарию Дунского и Фрида «Служили два товарища».
«Что такое Крым во всероссийском масштабе? Кое-что, пупочка. Я ее ладошкой прикрыл — и нет ее на виду. Но так может рассуждать только совсем глупый дурак. Но мы с вами будем рассуждать с умной точки зрения... Крым сейчас является оплотом белых гадов, мы туда их со всей России согнали, офицерья — невпроворот... И драться они против нас будут озверело, имея броневики, аэропланы и артиллерию. Вся советская Россия стоит у нас за спиной и просит раздавить этот змеючник. Вы меня спросите: как раздавить, ежели Крым укреплен неприступно? Не знаю... Но только Крым будет наш», — произносит в первые минуты фильма командир полка голосом Анатолия Папанова.
Ролан Быков отдувался за двоих
Картину задумали к 50-летию Великой Октябрьской революции и посвятили гражданской войне, точнее — Перекопско-Чонгарской операции войск Южного фронта РККА против Русской армии Врангеля и последующей Севастопольской эвакуации морем в ноябре 1920-го.
В фильме блестящий актерский состав: Ролан Быков, Анатолий Папанов, Николай Крючков, Владимир Высоцкий, Николай Бурляев, Алла Демидова, Ия Саввина... Хотя во время съемок не все еще были звездами первой величины. Кто-то попал в группу случайно...
Для Олега Янковского, сыгравшего главную роль, лента стала почти дебютной — он одновременно снимался у Карелова и Басова, только «Щит и меч» оказался готов раньше. А еще Олег... перешел дорогу старшему брату Ростиславу, приглашенному на роль Некрасова. Младший Янковский так загорелся образом «киносъемщика», что на пробах показывал его, а не поручика Брусенцова, которого ему прочили. Режиссер тут же сказал: «Нет, этого человека мы Врангелю не отдадим!» Ростиславу пришлось довольствоваться мундиром полковника Васильчикова. А вот петь Олег Иванович так и не смог — сколько ни учил песню «Служили два товарищи, ага», ничего не получалось. Быков отдувался за двоих.
Бурляев согласился из-за Высоцкого
Ролана Антоновича, к слову, руководство не видело героем-красноармейцем. Но режиссер понимал, что опыт и профессионализм актера дорогого стоит.
Смехова, коллегу по Таганке, привел Высоцкий, который одновременно снимался в «Интервенции». Он пригласил сценаристов на Таганку, а после спектакля сказал: «Со стороны красных два товарища, а у меня, беляка, товарища нет! Надо бы прописать». Тут, как рояль из кустов, явился Смехов. И сценаристы придумали барона Крауза, ставшего кинодебютом Вениамина.
Самого Высоцкого на роль поручика Брусенцова утвердили с трудом. Он даже жаловался жене Людмиле Абрамовой, что начальник актерского отдела Гуревич был резко против его участия в картине. Помог Михаил Ромм: «Тот во всеуслышанье заявил, что Высоцкий, де, его убеждает, после чего Гуревич мог пойти уже только в ж.., куда он и отправился незамедлительно».
Николай Бурляев, которому предложили изобразить пьяного офицера, по ошибке получившего пулю в лоб от Брусенцова, совсем не хотел ехать на съемки ради эпизода. Но узнав, что встретится с Высоцким, согласился.
Доктора, читающего красноармейцам лекцию в стихах, сыграл сценарист Фрид. Сыграл, по сути, родного отца, который во время гражданской служил на фронте медиком и умер вскоре после Великой Отечественной. В 54 года.
Брусенцовым могли стать Олег Стриженов, Олег Янковский, Василий Лановой, Георгий Юматов (но он из-за увлечения алкоголем уже был в «черном списке»). По задумке авторов, белый офицер должен был быть человеком нестандартным, жестким, умным. А еще ярким. Таким был Высоцкий в жизни. Именно поэтому роль удалась. Но, отлично исполненная, она сыграла с актером злую шутку. Высоцкий невольно перетягивал «одеяло» с главных героев на себя. Зритель симпатизировал поручику. А так быть не могло. Ни по сценарию, ни идеологически. В картине два главных героя — красноармейцы Иван Карякин (Ролан Быков) и Андрей Некрасов (Олег Янковский), отношения которых развиваются буквально от ненависти до любви. Но сюжетные линии «белых» и «красных» существуют в фильме параллельно. И вопреки математическим законам, в конце концов, пересекаются.
Ия Саввина не могла смотреть картину
Съемки фильма проходили в августе — сентябре 1967 года в Одесской области и в Крыму. Высоцкий носил с рынка домашнее вино и фрукты, которыми его щедро одаривали поклонники. Папанов делился секретами диеты, согласно которой ему нужно после еды полчаса сидеть, замерев, в одной позе. Крючков травил анекдоты... Но не все было так радужно.
Алла Демидова, не совладав с оружием, однажды упала на камни и травмировалась. Высоцкий после посиделок с вином не мог держаться в седле. Янковский попадал в вытрезвитель. Режиссер фильма оказался в реанимации. А Смехову пришлось сниматься дважды в одних и тех же эпизодах: с усами и без. В первый раз начальству показалось, что нос с горбинкой и усы — это не барон Краузе, а Вано Краузидзе...
График работы был жестко сорван. Экспедицию свернули, и досъемки делали уже не в октябре, как планировали, а в марте 1968-го.
Самым недовольным после премьеры оказался Высоцкий, хотя Брусенцов — одна из его лучших ролей. Сам он говорил: «Думал, это будет лучшей ролью в кино». Но... чтобы белогвардеец не вызывал сожаления и симпатии, две трети кадров с участием Высоцкого были безжалостно вырезаны. В том числе трогательная до дрожи сцена прощания Брусенцова с Сашей. Как и Высоцкий, Ия Саввина очень сожалела о купюрах и даже не могла смотреть картину.
Между прочим, Владимир Семенович сам исполнял опасные трюки, отказался от дублера. И даже падал в ледяную воду с корабля. Не хуже каскадера.
Сценарий Дунский и Фрид писали на основе реальных событий и биографий. И даже использовали Ф. И. О. настоящих людей — тех, кого они знали по 10-летнему пребыванию в ГУЛАГе по 58-й статье (так в 1944-м «аукнулось» им желание уйти на фронт добровольцами — обвинили друзей детства чуть ли не в покушении на тов. Сталина).
Например, Александр Никитич Брусенцов — это бывший лейтенант РККА, осужденный как «враг народа». Авторы надеялись, что после фильма он откликнется. Оказалось — из лагерей не вернулся...
«Киносъемщик» Некрасов частично срисован с летчика Николая Васильченко, который в 1920 году пролетел под обстрелом и первым сделал аэрофотосъемку Перекопских укреплений. Когда у него заглох мотор, он с трудом пересек линию фронта и жестко посадил самолет.
Авторы делали не столько эпическое полотно о войне, сколько о людях, оказавшихся по разные стороны баррикад. Не о красных, белых и зеленых (махновцах), но о характерах и судьбах.
Судьбы создателей фильма, к слову, достойны отдельного разговора.